Найти тему
Александр Асов и К°

Начинать ли праздновать 7531 год с 1 сентября? Поговорим о старых календарных реформах.

Оглавление

Как известно, с 1 сентября (правда, по старому стилю) начинался Новый год в Допетровской Руси. И было так аж с 15-го века. Сентябрьское новогодье приняли при Иване III, заимствовав сие празднование из Византии.

А до того на Руси действовал "языческий", или мартовский Новый Год (отсчитывавшийся некогда и от конца Трояновых веков). И он изначально отмечался с весеннего равноденствия.

См. о сём в статье «Древнерусский месяцеслов — календарь волхвов».

Заметим также, используемые поныне в России календари, — а это церковный юлианский календарь (от С.М.), а также гражданский григорианский (от Р.Х.) — были заимствованы из Европы. Первый — из Константинополя, при принятии христианства. А второй — после нашей революции — из Рима.

Заметим, что ныне многие (благодаря одной интернет-провокации) полагают, что григорианский календарь от Р.Х. был принят при Петре I.

Но на самом деле календарь, принятый Петром, был юлианским, только точку его отсчёта перенесли на Р.Х., — как это было уже чуть не во всех странах Европы. Да и тогда тоже не все европейцы ещё перешли на григорианский календарь. Ведь вводить отсчёт от Р.Х стали в Европе ещё с VI века, — то есть задолго до григорианской реформы. Так что именно большевики и ввели у нас григорианский (гражданский) календарь, дабы приблизить его даты к европейским.

И разница сих календарей вовсе не в точке отсчёта. А в привязке даты Пасхи к решениям о ней Никейского собора (странно, но это когда-то показалось крайне важным!).

Потому даты в календарях григорианском и юлианском друг относительно друга сдвинуты и продолжают сдвигаться, — набежало уже 14 дней. В этом и отличие старого и нового стиля, а вовсе не в том, от чего отсчитывать календарь: от С.М. или от Р.Х. В юлианском календаре, который столетиями использовался в Европе, также спокойно использовали дату от Рождества Христа. И это не мешало историкам изучать время до Р.Х. Никому и в голову бы тогда не пришло, что таким образом можно "обрезать историю". Да и какую историю? Библейскую? Ведь дата от С.М. (5508 г. до н.э.) вычислена была именно по Библии (см. об этом в статье: "Какое нынче тысячелетие на дворе?")...

Но, заметим, нынешним упавшим с печки поклонникам "инглиистического СМЗХ-изма" пришло... Впрочем, здесь речь не о современной популярной интернет-ахинее, а о тех календарях, что в самом деле существовали в прошлом и используются поныне.

Календарь Древнего Рима с 12 зодиакальными месяцами, семью днями недели (и богами им покровительствующими) и 30-ю периодами.
Календарь Древнего Рима с 12 зодиакальными месяцами, семью днями недели (и богами им покровительствующими) и 30-ю периодами.

Поговорим о юлианском календаре родом из Древнего Рима...

И тут сразу следует заметить, что юлианский календарь считается много более совершенным, чем григорианский. Именно ему поныне следуют в своих расчётах все астрономы мира.

Обычно наивные и несведующие люди на это возражают, — мол в григорианском календаре, в отличие от юлианского, не смещается день весеннего равноденствия. Но кто задумывался: а хорошо ли это? Может, удобнее было бы, чтобы даты равноденствий по-прежнему оставались подвижными?

Напомним здесь: Юлианский календарь очень точно следует за движением звёзд (например, за датами их прохождений через направление на север). И звёздные даты десятков праздников при сём не смещаются! А смещение дня весеннего равноденствия происходит столь медленно, что праздники, завязанные на солнце (а их в календаре всего четыре основных, это равноденствия и солнцестояния), заметно сместятся только через три — пять тысяч лет.

Изначальный же древнерусский ведический календарь и это всё учитывал. И был, разумеется, ещё более совершенным... См.!

* * *

А теперь зададимся вопросом: Как же проводились в старину календарные реформы в Европе, а затем и на Руси?

Всем, обращавшимся к античным первоисточникам, достоверно известно, что как языческий юлианский календарь (названный в честь императора Юлия Цезаря), так и позднее христианский григорианский календарь (названный в честь Папы Римского) утвердились по всей Европе из-за существования в древности Римской империи.

В самом начале своей истории латиняне, как и другие европейцы, использовали один из видов упрощенного древнеарийского календаря. И похоже, что месяцы в нём обозначались просто порядковыми номерами. Постепенно и под влиянием соседей (к примеру, тех же тирренцев-этрусков, почитающихся между прочим, предками славян) некоторые месяцы стали получать имена в честь богов.

Заметим, кстати, эту особенность! Выходит, что и в самом древнем славянском календаре также были месяцы, называемые в честь самых почитаемых в эти дни и недели богов...

Итак, к концу VIII века до н.э. первый месяц года латинянами и был назван мартиусом (т.е. мартом) в честь бога войны Марса, он же у греков Арес, а у славян Ярила. Воплощением Ярилы у славян в IV века почитался князь Бус Белояр, потому и первый месяц ведического года у нас носит имя Белояр — именно так сей месяц назван в «Велесовой книге».

Тогда же латинянами второй месяц был назван априлис (апрель), в честь Афродиты. Она же у славян Лада, потому и древнерусский месяц носил имя Ладень (по той же "Велесовой книге").

Третий месяц был назван майус (май), в честь богини Майи, коя у славян также именуется Майей. Но третий месяц, Купалень, славяне посвящали богу Купале, воплощению Крышня-Коляды, матерью коего почиталась славянами именно Майя. (Так и в "Велесовой книге").

Именно поэтому имена первых трёх месяцев славянского ведического года очевидны и бесспорны. Они имеются в «Велесовой книге» (смотрите: «Прославление Триглава», 16). Упоминаются эти месяцы и среди имён месяцев в русской фольклорной традиции (скажем, Белояр в народе называли также "ярец" до XX века).

Затем, четвёртый месяц латиняне назвали юниусом (то есть июнем) в честь богини Юноны, супруги Юпитера. В целях борьбы с ведическим культом Вышня и его воплощений, латинянами на их место ставились Юпитер (Деус Патер) и Юнона, потому и из названий месяцев вытеснялись имена Вышня и Крышня. Иначе сего бога именовали Кресень, а кресом называли также солнцеворот, отсюда и славяно-ведическое имя четвёртого месяца — Кресень. В «Велесовой книге» приведено иное, однако созвучное, имя сего месяца «сенич», известное также по традиции фольклорной наряду с именем «кресень».

Имеются, разумеется, у сих месяцев и другие имена — земледельческие (например, цветень, березень, травень, липень и пр.). Впрочем, древность сих форм не подтверждена. Популярными же их сделали фольклористы и... цензура, боровшаяся с язычеством (а значит с именами богов)...

У остальных месяцев латиняне оставили с прежние "порядковые" имена: квинтилиус (пятый), секстилис (шестой), септембер (седьмой), октобер (восьмой), новембер (девятый), децембер (десятый). Оставшаяся часть года, как кажется, латинянами и вовсе не замечалась, прожили как-то и хорошо, и каждый год они начинали заново — с равноденствия.

* * *

Латинянами количество дней в месяцах также выбиралось можно сказать произвольно. Известно, что мартиус, майус, квинтилиус и октобер имели по 31 дню, а остальные имели уже по 30 дней. То есть даже чередование 30 и 31 дней в месяцах, следующих друг за другом, соблюдалось для первых пяти месяцев и только.

И вот наконец, уже в VII веке до н.э., то есть во времена правления легендарного древнеримского царя Нумы Помпилия, была произведена первая календарная реформа. Тогда было добавлено ещё два месяца: одиннадцатый и двенадцатый. А раньше жили как-то и без них...

Одиннадцатый месяц, январиус (т.е. январь), был назван в честь бога Януса. Он же у славян — Ян или Ван, прародитель венедов, а также и латинян, в том числе и предков древних римлян. А другой месяц получил название февраля в честь бога подземного царства Фебрууса (он же и славянский Чернобог).

Латинский бог Янус (бог прошлого и  будущего)
Латинский бог Янус (бог прошлого и будущего)

Сей новый календарь римляне хотели привести в соответствие с известным издревле 354-дневным лунным греческим календарём. А для того, чтобы "лунный год" сего календаря не отходил слишком далеко от солнечного года, они каждые два года добавляли 13-й месяц, марцедоний, — странный месяц, совсем забытый ныне. Этот месяц содержал то 22, то 23 дня.

Тут заметим, тот расчёт жрецов оказался ошибочным, ибо в марцедонии следовало бы чередовать 21 и 22 дня для точного соответствия солнечному году.

Те римские жрецы мало следили за звёздами. А зачем? Они то удлиняли сроки года для продления правления тех, кто их подкупал, а то и укорачивали их для своих врагов. А ранее вообще конец года из-за их календаря был безмесячным; видимо, страху нагнетали — мол, без жертв храму зима может и не закончиться! И теперь также колдовали с календарём, укорачивали-удлиняли его по своему произволу: не на день или два, а на десятки дней...

Произошла невиданная путаница! Зимние праздники нередко отмечали летом, а летние зимой. Солнечные праздники постоянно «гуляли» по году, уклоняясь от своих дат порой на десятки дней... И это, между прочим, характерно для всех лунных календарей.

***

Поговорим теперь о юлианской календарной реформе.

Следующая календарная реформа, разумеющая введение нового, юлианского календаря, была произведена по указу императора Юлия Цезаря уже в 46 году до н.э. Кстати, он успел провести её всего за год до собственной гибели, оставив именно ею себе памятник на тысячелетия вперёд...

Цезарь, полагаю — под влиянием царицы Египта Клеопатры, повелел тогда произвести реформу нескольким египетским (то есть александрийским) астрономам во главе со жрецом и великим астрологом Созигеном.

Именно Александрия, а отнюдь не Рим, тогда была центром мировой науки и культуры. В прославленной Александрийской библиотеке были собраны сочинения астрологического содержания со всего света, — и древнейшие греческие, и восточные-ведические, да и, похоже, также дошедшие из Атлантиды и Гипербореи.

Выбор пал на астролога Созигена отнюдь не случайно. Ведь он был верховным астрологом царицы Клеопатры. Им были написаны три книги по астрологии и астрономии. Одна из сих книг дошла и до нас. Она называлась «Вращение сфер» (кстати, сам астроном Коперник, автор гелиоцентрической системы, опиравшийся на эту книгу, свою назвал «О вращении небесных сфер»).

Созиген прекрасно знал традицию, вероятно уходящую ко временам Атлантиды и Гипербореи, а также труды современных греческих астрономов, к примеру, Гиппарха. Александрийской школе астрономии и после не было равных. Даже в XVI веке при папе Григории, затеявшем свою реформу.... И ныне, когда говорят, что григорианский календарь лучше и точнее календаря юлианского, созданного Созигеном, просто не ведают о всех преимуществах юлианского календаря.

Император Цезарь и астролог Созиген.
Император Цезарь и астролог Созиген.

Созиген без сомнения был гениальным учёным. И вместо того, чтобы немного уточнить действовавший лунный календарь (всего-то и нужно было исправить его на одни сутки и прекратить произвол жрецов), полностью изменил его, и сделал солнечным.

Сия календарная реформа оказалась также и религиозной, ибо из-за неё сместились (а, значит, утратили мистерию) праздники лунных богов. Из-за сего лунные культы, утратив мистериальную силу, стали угасать, что стало преддверием гибели и самой Римской империи...

Астрологу Созигену, несмотря на грандиозность проводимой им реформы, нужно было сохранить и видимость преемственности календаря, иначе он не был бы принят римским сенатом. Потому он сохранил привычные названия 12 римских месяцев, только добавочный месяц, марцедоний, был им изъят.

В старом календаре месяцы последовательно имели то 29, то 31 день, а в новом также количество дней менялось: то 30, то 31 день. Это было чисто формальное подобие, не имевшее астрономического смысла. Но Созиген пошёл на это, опять-таки чтобы соблюсти преемственность календаря и чтобы добавить в сей календарь «несчастные» по мнению римлян, но счастливые по мнению египтян, нечётные дни (солнечная магия!).

Также Созиген предложил добавлять к февралю через каждые три года по одному дню, то есть ввёл високосный год. Кто-то тут думал, что в юлианском годе нет високоса? А вот есть! Там различие с григорианским в другом... В григорианском исключают из високосных года, кратные 100, кроме кратных 400, которые по прежнему являются високосными. И стоило так мудрить?..

А император Юлий Цезарь также повелел (и это было впервые!) начинать гражданский год, когда утверждали на должность консулов, то есть с 1 января. Между прочим, сельскохозяйственный новый год по-прежнему отмечали с первого месяца весны, то есть с 1 марта.

В 44 году до н.э. римский сенат по предложению консула Марка Антония переименовал месяц квинтилиус — в июль в честь самого Юлия Цезаря за упорядочивание календаря и великие военные заслуги. Таким образом, имя императора попало в ряд с именами богов.

Впрочем, император и почитался «богом на Земле», его статуи стояли в храмах, ему приносили жертвы, как и богам. Кстати, родовое имя династии Юлиев восходит к имени Юл, сына Энея от богини Венеры — прародительницы венедов-энетов. Значит, Цезарь почитался и богом на Земле, и потомком Венеры.

В германо-венедских землях Юлом именовали бога Круглого года — Коляду (отсюда и происходит название вращающейся детской игрушки — юла). Именно поэтому римское имя месяца, июль, так созвучно древнеславянскому имени сего месяца — Ильмень.

Реформу астролога Созигена римские жрецы вначале не приняли. Они стали с ней бороться по-своему: вставляли високосные дни не через три года на четвертый, а через два на третий. Ошибку заметили в 8 году до н.э., при правлении императора Августа. Он произвёл новую календарную реформу, и тогда же сенат повелел переименовать месяц секстилис в август — в честь императора Августа.

В секстилисе было 30 дней, меньше, чем в июле, посвящённом Юлию Цезарю. Сенат посчитал это неудобным и добавил к августу один день, отняв его у февраля. На сём завершились реформы юлианского календаря.

* * *

Поговорим теперь о последующих христианских календарных реформах...

И вот в 325 году н.э. состоялся приснопамятный Никейский собор. На нём-то и был принят единый для всех христиан мира юлианский календарь, по которому в то время весеннее равноденствие повелевалось считать приходившимся на 21 марта. Ну, а известное всем ныне летоисчисление от С.М. (как принято теперь считать 5508 г. до Р.Х.). По этому календарю и стали делать вычисления Пасхи.

Со времени принятия юлианского календаря до Никейского собора прошёл 371 год, следовательно — весеннее равноденствие при принятии сего календаря при Юлии Цезаре приходилось на где-то на 23 марта. Очевидно, что отклонение от изначального ведического календаря ( с началом 1 марта), объясняется наличием в раннем римском календаре добавочного 22/23-дневного вставного месяца марцедония. Выходит, Созиген просто оставил марцедоний последний раз при введении календаря....

Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и шесть часов. И эта величина больше тропического года на 11 минут и 14 секунд. Потому за каждые 128 лет накапливаются целые сутки и дата весеннего равноденствия сдвигается назад.

Было ли это известно основателю календаря Созигену? В этом можно не сомневаться. Ещё ранее до него греческий астроном Гиппарх точно вычислил длину тропического года. Но Созиген не пошёл на уточнение календаря. И не потому, что пренебрёг сей ошибкой. Причин было несколько.

Первое: юлианский год весьма близок к звёздному году. Звёздный год — это время, за которое Солнце возвращается к той же звезде, от которой начало свой путь. Но звёздная сфера также медленно вращается (за двадцать семь тысяч лет совершает полный оборот) из-за т.н. прецессии земной оси.

Поэтому и поныне астрономы всего мира используют в своих вычислениях звёздных дат именно юлианский год, а григорианский считают крайне неудобным.

Что же касается передвижения даты равноденствия по месяцу марту, то и это было учтено Созигеном. Он не стал передвигать начало года (дату весеннего равноденствия) на 23 дня, предоставив сие прецессии... И рассудил абсолютно правильно! Отменять, как ныне в григорианском, один их високосных годов раз в столетие у Созигена и не было возможности, такую точность вряд ли бы поняли при введении календаря. Календарь должен быть простым!

И к тому же это было очень удобно: кроме того, что сохранялись звёздные даты, смещение даты равноденствия происходило в нужном направлении. И оно достигло бы изначальной ведической даты 1 марта через три с половиной тысячи лет. И только еще через пару тысяч лет следовало бы начинать делать первые поправки (чтобы весенние праздники не ушли в зиму). Нет, календарь Созигена был более совершенен, чем григорианский. Его можно было не уточнять пять тысячелетий!

Реформатор календаря Папа Григорий XIII
Реформатор календаря Папа Григорий XIII

А теперь задумаемся: что же послужило толчком к календарной реформе папы Григория XIII? Думаю, прежде всего его юридическое образование и догматический склад ума. До своего провозглашения в 1572 году Папой Римским Григорием он был скромным юристом из Болоньи по имени Уго Буонкампаньо.

И, судя по всему, его крайне смущало то обстоятельство, что постановлением Никейского собора 325 года датой весеннего равноденствия было повелено считать 21 марта. А между тем в XVI веке равноденствие происходило уже 11 марта. Неразберихи в юридических актах быть не должно, постановил Папа Римский.

И вместо того, чтобы просто признать неправоту отцов церкви и астрономическую близорукость сего документа, он выпустил «Календариум Григориум перпетуум». По сей энциклике полагалось выбросить 10 дней в октябре, дабы привести числа года в соответствие с указанными в документах Никейского собора. Решение сего собора оказалось важнее, чем астрономия, чем традиция, чем обычаи людей.

И что мы в результате имеем? Во-первых, западная церковь стала быстро утрачивать звёздную мистерию древних празднеств (в отличие от православной, кстати). Это столь подточило католицизм, что вскоре развилась Реформация. Да и сама католическая церковь с тех пор стала всё более уклоняться... чуть не к атеизму. Древние звёздные мистерии стали формальными и сошли на нет.

Да и мы теперь, приняв григорианский гражданский календарь, испытываем неудобства. Посудите сами, таять снег у нас начинает в конце марта, и мы называем весной настоящую зиму с морозами и метелями. Любимый праздник любви и весны — 8 Марта (даже передвинутый на неделю от древнего первомартовского) отмечаем, когда за окном воет вьюга.

А лето в средней полосе России явно начинается не раньше конца июня, заканчивается в конце сентября. И мы, следуя сему календарю, крадём у себя не меньше двух недель, а то и месяц, тёплого времени во время каникул и отпусков....

И полагаю, что новая календарная реформа назрела. России следует вернуться к традиционному календарю. Возможно, поначалу и к юлианскому. Почему нет?

Заключение:

Но тут возникают и многие вопросы: каков должен быть идеальный ведославный календарь? Например, какие имена должны носить месяцы, когда праздновать главные праздники? Всё это можно разрешить после обсуждения. Чем мы и займёмся, в очередной раз, в будущем...

P/S

В очередной раз напоминаю: всех отметившихся в комментариях т.н. "инглингов" и последователей их "символа веры", ну то есть того, что Петр I отрезал у них что-то, или что 5508 лет до н.э. у них был в Китае акт СдМЗ-хизма, здесь отправляют в баню... Честно предупреждаю!

Причина изложена тут: (смотри!)

+++++

Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе .

Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".

Новинка: "СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ. Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница."