Найти тему
Думающая история

Как выглядит история по мнению нейросети?

Оглавление

Нейросети стремительно врываются в нашу жизнь. Они могут реконструировать внешность исторических личностей, оживлять артефакты, визуализировать текстовые описания событий, людей, вещей и т.д.

В наших статьях мы знакомили вас с примерами применения нейросетей в исторических исследованиях: Каким человеком был вождь Великой Французской революции Робеспьер? и "Как звучат древние языки".

Да и сами не раз использовали нейросети для генерирования:

А сегодня мы решили озадачить нейросеть, предложив ей визуализировать абстрактные понятия – историческую хронологию, придав каждому периоду человеческие черты.

К сожалению, самая популярная нейросеть Midjourney закрыла бесплатный доступ к генерации изображений из-за огромной нагрузки…

Вот, что получилось!

Первобытность

Мужской образ этапа первобытности почему-то выглядит так 😊

Если изменить текстовое описание и добавить слово «древность», то образ кардинально меняется.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Аrtbreeder
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Аrtbreeder

Можно увидеть элементы древних цивилизаций в получившемся образе.

Античность

Средние века

Мужской образ Средних веков выглядит более грубым и суровым. В то время как в женском мы можем увидеть отражение высокой роли религии в обществе данного периода.

Новое время (Возрождение)

Мужской и женский образы эпохи Возрождения не так сильно резонируют как образы предыдущих исторических периодов.

Новое время (ближе к Первой мировой войне)

Можно ли верить нейросети?

Конечно, сгенерированные изображения нельзя считать полноценным историческим источником.

Во-первых, нейросеть использует культурные стереотипы и шаблоны (возможно, это решается при помощи обучения нейросети и уточнении самого текстового описания)

Во-вторых, образы исторических этапов получились европоцентричными (мы не видим черт латиноамериканских, восточных цивилизаций)

Стоит отметить, что использование слова «история» в качестве одного из маркеров в текстовом описании почти в 100% предопределяло генерацию женского образа исторического этапа.

В некоторых случаях удалось отразить эмоции, например, первобытность грустная. Действительно, им жилось трудно – не до веселья!

Зачем это нужно?

Несмотря на определенные искажения и неточности со стороны нейросети (возможно, и с нашей, мы не волшебники, только учимся 😊), этот инструмент имеет большое значение для науки и методики преподавания истории.

В процессе преподавания можно использовать нейросеть как образовательный инструмент.

Менторская модель (нейросеть использует преподаватель/учитель)

Преподаватель генерирует образ эпохи и в рамках лекционного или практического занятия просит обучающихся выделить её характерные черты или найти ошибки в получившимся изображении.

Автономная (гибкая) модель (нейросеть используют обучающиеся)

Преподаватель/учитель в качестве домашней подготовки к практическому занятию разрабатывает техническое задание по генерации образа эпохи (можно выбрать что угодно).

На семинаре студенты/ученики демонстрируют результаты работ (по заранее подготовленным критериям – для школьников и младших курсов/критерии разрабатывают обучающиеся – для старших курсов). Можно даже устроить конкурс на самое «историчное» изображение!

Методических ограничений в использовании нейросети в процессе обучения нет. Главное, чтобы преподаватель/учитель обладал высоким уровнем методологической подготовки и опытом работы с этим инструментом.

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"