Найти тему
Слово Истины

Как Бог призывает к спасению?

Оглавление

Девятая глава книги Деяния знакомит нас с одним из наиболее значимых, кульминационных событий не только всей книги, но и всей церковной истории. Лука, автор книги Деяния апостолов, считал обращение Савла настолько значимым фактом, что трижды, весьма подробно описывает его: первый раз в Деян. 9:2–7, второй раз в Деян. 22:6–11 и третий раз в Деян. 26:12–18. Ни одному событию в этой книге Лука не уделяет столь пристального внимания. Каждое из трех описаний обращения Савла отличается незначительными деталями, благодаря чему дает более полную картину произошедшего на дороге в Дамаск.

В 7-й главе Лука уже ввел Савла в свое повествование. Он был тем, кто охранял одежды побивавших первомученика Стефана (Деян. 7:58). В начале 8-й главы Савл представлен как злейший враг и гонитель церкви (Деян. 8:1–3). А теперь в 9-й главе он неожиданно изменяется.

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя (Деян. 9:1–7).

В наши дни одной из наиболее острых и часто обсуждаемых среди христиан темой является вопрос спасения. Сотериологические споры, дискуссии нередко бывают самыми жаркими. Сегодня мы не станем затрагивать полемику, касающуюся возрождения, покаяния, веры или освящения, но подробно остановимся на учении о призвании.

Сторонники ремонстрации (арминианства) и придерживающиеся реформатского богословия (кальвинизма) воспринимают учение о призвании к спасению совершенно по-разному. Для того чтобы разобраться, чья точка зрения соответствует библейской истине, в чем основное отличие этих взглядов на призвание, и каково значение данных отличий для практики христианской жизни, сравним богословие ремонстрации и реформации с тем, что произошло с Савлом на дороге в Дамаск.

I. Кого призывает Бог

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим (Деян. 9:1–2).

Арминианские теологи утверждают, что прежде, чем прийти к спасению, грешник, слышащий евангельский призыв, под воздействием «предваряющей благодати» перестает враждовать против Бога и становится лучше настолько, что получает способность выбрать путь спасения, святости и послушания Христу. Реформаты считают, что грешник до последнего противится Богу, и отрицают учение о «предваряющей благодати», делающей необращенного человека лучше. Кто из них прав в этой части дискуссии о призвании, а кто нет, мы узнаем, рассмотрев состояние Савла до обращения. Кого спасает Бог: враждующего грешника или человека, улучшенного предваряющей благодатью?

Психологическое состояние Савла Лука описывает словами: «…дыша угрозами и убийством на учеников…» (Деян. 9:1). Угрозы, ненависть к церкви стали для Савла воздухом, которым он дышал. Слово эмпнэо можно перевести не только как «дышать», но и как «дымиться». Злоба, словно негаснущий пожар, разъедала его душу. Этот фарисей страстно желал смерти учеников. Он уже провел карательную акцию в Иерусалиме: «А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3). И теперь его беспокоило распространение учения Иисуса за пределами Иерусалима.

Более чем в двухстах километрах на северо-восток находился огромный город того времени, Дамаск. В нем проживала многотысячная иудейская диаспора (в 66 г. евреи подняли мятеж в Дамаске, в результате чего римляне казнили 18 000 из их числа; такая цифра открывает нам, что общая численность иудейской диаспоры измерялась десятками тысяч).

До Иерусалима дошли сведения о распространении нового учения и среди евреев Дамаска. А в многочисленных синагогах этого города к сторонникам Иисуса из Назарета относились терпимо. Желая изменить ситуацию, Савл берет у первосвященника письма, дающие ему власть арестовывать последователей нового учения, не щадя даже женщин, и доставлять их в Иерусалим. Письмо, написанное с аналогичными целями, сохранилось в одном из апокрифов: «Итак, если какие зловредные люди убежали к вам из страны их, выдайте их первосвященнику Симону, чтобы он наказал их по закону их» (1 Мак. 15:21). Обычно иудейская диаспора с уважением относилась к просьбам или рекомендациям иерусалимского первосвященника, поэтому Савл рассчитывал заручиться поддержкой начальников синагог, придя в Дамаск и предъявив им письма.

Почему же Савл, относительно молодой человек с успешной религиозной карьерой, горит огнем ненависти к святым церкви? Почему именно Савл взял на себя инициативу, лидерство в гонениях на учеников Иисуса? Чтобы понять мотивы, движущие им, необходимо лучше познакомиться с его биографией. Скорее всего, Савл родился приблизительно в одно время с Иисусом Христом, немного раньше или немного позже, в первые годы нашей эры, либо за несколько лет до нее. Местом рождения был город Тарс, расположенный на территории современной Турции. Там прошло детство будущего апостола. После 12 лет евреи отдавали мальчиков учиться. Вероятно, в этом возрасте Савл покинул Тарс и прибыл в Иерусалим для обучения в престижной школе Гиллеля, став воспитанником известнейшего учителя Гамалиила (Деян. 22:3). Свое усердие в учебе он описывает так: «…преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:14).

Савл впитал в себя учение фарисеев, некогда злейших врагов Иисуса, и сам стал одним из них (Флп. 3:5). Закончив обучение, он оказался близок к религиозной элите Иерусалима. Некоторые предполагают, что даже вошел в синедрион. По крайней мере, он был лично знаком с первосвященником и пользовался его доверием, если уж мог получить от него необходимые письма.

Фарисеи утверждали спасение, достигаемое путем тщательного соблюдения закона Моисея и многочисленных дополнений к нему. Они гордились, усердно исполняя все, что считали важным. А церковь провозглашала спасение через веру в Иисуса Христа. Последователи Иисуса поклонялись Ему как Богу, а Савл воспринимал это как ересь, как богохульство, как прямое отступление от первой заповеди (Исх. 20:3–6). Стефан в своей предсмертной проповеди объяснил, что Господь действует на всяком месте, поэтому Иерусалимский храм не является уникальным местом для общения с Богом. Следовательно, в свете искупительной жертвы Христа жертвоприношения животных, служение священников и первосвященника больше не нужны.

Савл был ревностным религиозным фанатиком. А новое учение объявляло все его законнические достижения бесполезными, утверждало необходимость поклонения Иисусу, что выглядело для него отступлением от единобожия. Очевидно, христианство воспринималось Савлом как возмутительная ересь, зловредная секта, атакующая все основные положения его родной религии. И Савл видел, как иудаизм отступает под влиянием нового учения, которое распространилось в Иерусалиме, Иудее, Самарии и вот теперь достигло Дамаска.

Савл не был верующим ветхозаветного периода. Он являлся злым законником, ненавидящим истинного Бога и активно враждующим против Него. Позднее в своих посланиях обращенный Савл, он же Павел, назовет себя хулителем, гонителем и обидчиком (1 Тим. 1:13). Явно, что до обращения Павел считал себя врагом Христа. И здесь возникает очень важный вопрос: такое описание своего состояния до прихода к вере Савл считал уникальным или общим для всех грешников? Была ли у него какая-то личная сотериология, не подходящая для всех остальных? Внимательно отнеситесь к ответам на эти вопросы.

Нельзя считать состояние Савла до обращения абсолютно уникальным, исключительным. Да, Савл гнал церковь, а многие из нас этого не делали. Но во всем остальном между духовным состоянием до обращения Савла и нашим нет никакой разницы. Все верующие до прихода ко Христу также находились в состоянии духовной тьмы и активно противились Богу. Если бы Павел свое состояние до уверования считал уникальным, он не стал бы во многих своих посланиях делать следующие обобщения:

«…будучи врагами, мы примирились с Богом...» (Рим. 5:10). Павел считал всех невозрожденных людей враждующими с Богом. «…И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены…» (Еф. 2:5). Обратите внимание, здесь нет никакого переходного улучшения «предваряющей благодатью». Есть состояние смерти, и за ним сразу же наступает состояние жизни. «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3). Вновь обобщение, «мы» (множественное число).

До своего обращения грешники не только не являются богоискателями, их даже нельзя назвать нейтральными, безразличными к Богу. Все неспасенные активно противятся Христу, как учит Библия, то есть являются Его врагами. Вы скажете: «Но не все же гонят церковь». Действительно, не все. Но для того, чтобы враждовать против Бога, необязательно быть гонителем. Всякий не покоряющийся Иисусу Христу, не спешащий к Нему с покаянием – враждует против Него. Спасение есть примирение с Богом враждующих против Него грешников. «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою…» (Кол. 1:21–22).

Путь спасения начинается со смиренного признания себя падшим грешником, враждующим против Бога.

Очевидно, что в этой части дискуссии арминианская точка зрения ошибочна. Савл, как и любой грешник, не переживал никакой «предваряющей благодати», не становился перед обращением лучше, но до последнего враждовал против Христа и гнал Его церковь.

II. Как призывает Бог

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9:3–6).

Мы признаем, что общий призыв звучит для всех: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф. 11:28), но возникает вопрос: а существует ли помимо общего призыва еще и эффективный, индивидуальный, всегда приводящий к спасению? Общий призыв – это внешнее воздействие, слышание Евангелия (все люди его отвергают). Эффективный призыв – это внутреннее изменение упрямого грешника, благодаря которому он принимает Благую весть.

Арминиане утверждают, что грешник всегда может противиться спасающему призыву Бога. Они отрицают учение об эффективном призвании. По их мнению, ни одного человека Господь не призывает с непреодолимой силой, которая сокрушает любое сопротивление грешника. Реформатские теологи учат обратному: Господь влечет избранного к спасению настолько мощно, настолько действенно, что все оковы, удерживающие человека в рабстве греха, разрушаются, и он непременно откликается на этот призыв с большим желанием.

Так как же призывает Бог: только лишь обобщенно, приглашая всех, или же не только обобщенно, но еще и эффективно? Спасение Савла является наглядным примером эффективного призвания. Путь из Иерусалима в Дамаск занимал не менее недели. Все это время Савл шел не один. Скорее всего, его сопровождали люди из храмовой стражи, готовые доставить арестованных христиан в Иерусалим. Когда путь подходил к концу, в непосредственной близости от Дамаска произошло неожиданное: «…внезапно осиял его свет с неба» (Деян. 9:3). Это был свет, подобный шехине, как свидетельство особого присутствия Бога. В Деянии 9:27 отмечено, что помимо света Савл увидел воскресшего и прославленного Христа (на Небесах Иисус выглядит намного величественней, чем выглядел на земле: «…глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный…» (Откр. 1:14). Увидев Иисуса, Савл упал на землю.

Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9:4–6).

Это громкий голос, подобный звуку трубы (Откр. 1:10), подобный шуму волн, с рокотом накатывающихся на скалы (Откр. 1:15). Конечно, такой голос пронзает до глубины души.

Савл был уверен, что стоит за правду, что Иисус из Назарета – обманщик, а Его последователи – еретики, угрожающие истинной религии. Но громкий и пугающий голос утверждал обратное. Савл понял, что, враждуя против последователей нового учения, он гонит Небесного Вестника, увиденного им. Находясь в сознании, Савл задает этому Небесному Вестнику вопрос: «кто Ты, Господи?» И получает ответ: «…Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Рожон – это палка, которой погоняли скотину, с острым заточенным концом, или даже кол, который ставили под уклоном. Как упрямое домашнее животное (молодой бык), противясь воле пасущего, получает уколы рожна и, в конце концов, подчиняется, так и Савл, противясь Христу, был остановлен на подходе к Дамаску. Об этом моменте Павел напишет в Послании к филиппийцам: «…достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3:12), то есть захватил, поймал. Савл шел в Дамаск, чтобы хватать, связывать последователей Иисуса, но Сам Христос захватил его. В этот момент Савл и обратился к Богу. Он уже знал учение Христа, слышал обличительную проповедь Стефана, и теперь Дух Святой даровал ему покаяние и веру.

Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9:6).

Желание повиноваться Христу – это уже плод спасающей веры. Важно отметить, что Савл был призван к спасению и к апостольскому служению. Нечто подобное происходит и сегодня. Спасая грешника, Дух Святой сразу же наделяет его всеми необходимыми дарами для созидания церкви, которые следует развивать в процессе духовного роста. Призывая Савла столь ярким, впечатляющим способом, Господь Иисус явно преследовал определенную цель. Очевидно, что именно такой способ был избран для того, чтобы начать формирование богословия апостола, чтобы его понимание учения о спасении глубоко укоренилось в личном опыте обращения.

Призвание величайшего служителя после Иисуса Христа должно стать краеугольным камнем во всем здании церковной сотериологии. Нельзя рассматривать спасение Савла как абсолютное исключение из правил. Оно такое же, как и спасение любого грешника. Единственное отличие лишь в необычном видении (свет с Небес, глас Христа). Во всем остальном между вашим призванием к спасению и призванием Савла нет никакой разницы. Спасение Савла неоспоримо свидетельствует, что отрицание учения об эффективном призвании – заблуждение. Мог ли Савл отвергнуть призыв всемогущего Христа? Конечно, нет! Это был действенный, эффективный призыв. Дабы никто не подумал, что столь непреодолимая благодать коснулась лишь Савла, приведем дополнительные свидетельства Писания. «А кого Он предопределил, тех и призвал…» (Рим. 8:30). Всех, кого Господь предопределил спасти, Он непреодолимой благодатью непременно привлечет к Себе. «…Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен…» (2 Тим. 1:9).

Однако не только Павел учил о действенном призвании. Эта истина очень убедительно изложена в 6-й главе Евангелия от Иоанна.

Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон… (Ин. 6:37).
Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44).
И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего (Ин. 6:65).

Хотя Господь и призывает грешника Своей всесильной рукой, при этом Он никогда не совершает насилия над волей человека. Напрасно противники непреодолимой благодати рисуют карикатуры, на которых изображают огромную руку, влачащую за волосы изо всех сил упирающегося грешника. Все это не отражает библейское учение об эффективном призвании. Призывая человека, Дух Святой через возрождение изменяет его цели, стремления и желания. Благодаря этому внутреннему изменению, человек сам желает идти за Иисусом Христом. Враждующий с Господом становится Его сыном. Савл сразу же после призвания покорился воле Христа, сказав: «…Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6). Достигая Своих целей, «…Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Флп. 2:13).

Определив, что Господь действенно призывает противящихся Ему, остается лишь понять, почему Свой эффективный призыв Он применяет не ко всем, а лишь к некоторым.

III. Почему призывает Бог

Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя (Деян. 9:7).

Мы уже упоминали, что рядом с Савлом шли его соратники, скорее всего, это были люди из числа храмовой стражи. Все они слышали голос с Небес, но не видели Иисуса. Почему никого из них не призвал Господь? Почему это коснулось только одного Савла?

Сторонники арминианской сотериологии считают, будто Бог предоставляет всем людям одинаковый шанс на спасение. Но это не так, к Савлу Иисус обратился лично, а к его спутникам – нет. Савл видел прославленного Христа, а его спутники – нет. Господь не призывал их всех одинаково. Действенный призыв прозвучал применительно лишь к одному. Божья любовь всегда была избирательна. Бог никогда не любил всех одинаково. Да, Он являет общую благодать и злым, и добрым, солнце светит для всех, но спасающая, милующая благодать даруется лишь избранным.

…Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим. 9:13).
Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:16).
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает (Рим. 9:18).

Бог призвал Савла к спасению, потому что возлюбил его предвечной любовью больше, чем его спутников, больше, чем многих других фарисеев.

По какой причине человек становится объектом особой Божьей любви? На этот вопрос арминиане ответят так: «По причине принятия человеком правильного решения верить. Бог предвидит правильное решение верить и за это спасает». Кто-то скажет: «Бог спасает тех, кто совершает дела, угодные Ему». Но Савл не принимал никаких правильных решений, им двигало лишь неправильное решение арестовать верующих. Савл ничего не сделал для своего спасения, только противился и гнал церковь. Это помогло ему усвоить великую и простую истину: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9).

По справедливости, Господь не должен спасать никого. Среди согрешивших ангелов ни один не получил спасение. Однако к людям Он являет великую благодать и спасает многих. Причина спасения только в Боге, в Его непостижимой любви, которую Он дарует Своим избранным.

Рассмотрев обращение Савла, становится очевидно,что арминианские взгляды на призвание к спасению ошибочны. Господь привлекает враждующих с Ним грешников и совершает Он это силой Своей неотразимой благодати, причина которой скрывается в Его суверенной, предвечной любви. Практическое значение данного учения весьма велико.

Во-первых, учение об эффективном призвании побуждает прославлять Бога. Имея перед собой такую восхитительную картину спасения, где Бог – это все, а человек – ничто, остается лишь прославить Господа в молитвах за совершенно не зависящий от нас дар благодати, явленный через призвание от тьмы идолопоклонства к свету поклонения Христу.

Во-вторых, учение об эффективном призвании исключает учение о спасении, зависящем от человека. Если Господь призывает тех, кто, подобно Савлу, враждует против Него, в таком случае ни о каком участии человека в своем спасении не может быть и речи. Новый Завет многократно предупреждает: учение о спасении, зависящем от человеческих заслуг, – широкий погибельный путь (Гал. 2:16, 21; 3:11; 5:2). Поэтому удаление от этого пути и приближение к пути благодати столь значимо.

В-третьих, учение об эффективном призвании смиряет наши сердца. Если бы мы играли хоть какую-то роль в своем призвании к спасению; если бы оно зависело от наших дел, слов или решений, в таком случае у нас появился бы значительный повод гордиться собой. Но когда мы призваны исключительно по инициативе Бога, это глубоко смиряет нас, не оставляя ни малейшего основания для возвеличивания человека.

В-четвертых, учение об эффективном призвании утверждает всевластие Бога. Наблюдая, как большинство грешников отвергают общий призыв евангельской проповеди, создается впечатление, будто Бог проигрывает битву за души, а дьявол торжествует. Может показаться, что силы тьмы более могущественны, более успешны в обольщении человека, чем Господь в привлечении к спасению. Подобные выводы непременно порождают отчаяние, сомнение в силе и всевластии Бога. И вы будете находиться в таком состоянии до тех пор, пока не узнаете и не примете учение об эффективном призвании. Но когда принятие данного учения произойдет, вам станет ясно: Бог не терпит поражений в деле спасения. Все, кого Он предопределил к вечной жизни, будут призваны Его всемогущей рукой. Когда голос Христа зовет: «Савл, Савл!» (Деян. 9:4), никакие козни дьявола не в силах удержать избранного в оковах греха и неверия.

Смирение верующего, способность прославлять Бога, радуясь Его всевластию, удаление от религии дел – все это во многом зависит от того, насколько христианин приблизился к реформатскому пониманию учения об эффективном призвании.