В строительстве черноморских миноносцев мы остановились на серии миноносцев типа «Або»: Килия (№262), Кодор (№261), Новороссийск (№263), Чардак (№265), Ялта (№266) Водоизмещение: 88,7 т.,
Скорость полного хода: 22,6 узла, дальность плавания: 1000 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1 котел, 1 винт, 1000 л.с.
Вооружение: 2 шт. 37-мм орудия, 1 шт. 7,62-мм пулемет, 1 носовой 381-мм торпедный аппарат.
Экипаж: 19 чел. Строила их верфь «Шихау». Всего их было восемь, но три остались на Балтике. Но, это далекий 1886-й год А, потом?
В 1894 году на Черное море пришел одиночный миноносец типа «Даго». Миноносец "Котка" был спущен на воду весной 1891 г. Вступил в строй в 1892 г. В августе 1894 года "Котка" в составе отряда кораблей была отправлена на Дальний Восток. Однако, в связи с необходимостью ремонта серьезных неисправностей котла, была вынуждена остаться в составе эскадры Средиземного моря. В апреле 1895 года она совершила самостоятельный переход из Пирея (Греция) в Севастополь и 25.03.1895 г. вошла в состав Черноморского флота. Тогда же "Котка" получила вместо названия номер № 256.
В результате сравнительных испытаний миноносцев "Адлер" и "Анакрия" постройки фирмы "Шихау" в компанию 1891 года, в начале следующего года управляющим Морским министерством было санкционировано строительство серии миноносцев типа "Анакрия" на российских заводах.
Постройку четырех миноносцев сверх первоначальных планов в ноябре 1892 г. поручили построить Николаевскому Адмиралтейству. Из них по типу "Анакрии" строились только два. (№268 и №269)
Спуск на воду первого черноморского миноносца этого типа (№ 268) состоялся в Николаеве 25 февраля 1895 года, 11 марта был спущен и миноносец №269.
Судьба была крайне неблагосклонна к этому кораблю. В том же 1895 году году на переходе из Николаева в Севастополь миноносец №269, следовавший совместно с минным крейсером "Казарский" и миноносцем №268, в ночь на 15 ноября на траверзе Херсонесского маяка при перемене курса был протаранен "Казарским" и затонул. Команда успела покинуть корабль.
Миноносец №269 затонул на глубине 120 метров, поэтому его подъем признали невозможным и в январе 1896 года его исключили из списков флота.
Миноносец №268 прослужил до 20-х годов ХХ-века, и был разобран на металл.
Таким образом, вторая серия миноносцев была построена только через 10 лет после серии «Або». Любопытно. Что почти одновременно с «немцами», строили и «французов».
Основываясь на хороших результатах испытаний миноносца "Пернов", построенного во Франции, Морское ведомство заказало отечественным заводам миноносцы по тому же французскому проекту. Котлы, главные механизмы и рулевые устройства поставлял завод Крейтона.
Идея выглядела привлекательно, но она не учитывала одного: французские котлы были, по сути, одноразовыми. У них была низкая ремонтопригодность.
Миноносец №270 был зачислен в списки судов Черноморского флота 08.04.1895 г., в марте 1894 г. заложен на эллинге Николаевского Адмиралтейства в Николаеве, спущен на воду в мае 1895 г., вступил в строй в 1897 г. Он участвовал в Севастопольском вооруженном восстании матросов в ноябре 1905 г.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1909 г. на Николаевском Адмиралтействе с заменой котлов, на него были поставлены локомотивные котлы, и, естественно, скорость он уже не выдавал. А, потому, 08.07.1915 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик, а 29.09.1916 г. - в посыльное судно. В период Первой мировой войны использовался для обеспечения действий сил флота, боевого траления, посыльной и брандвахтенной служб. Дальше все было традиционно: интервенция, освобождение.
В 1922-1923 гг. сдан "Комгосфондов" для разборки на металл и 21.11.1925 г. исключен из списков судов РККФ. Переименования корабля: с 08.07.1915 г. - "Т6", с 11.04.1916 г. - "Т26", с 24.07.1916 г. - "Тральщик №276", с 29.09.1916 г. - "Посыльное судно № 5".
Миноноссец №271 был зачислен в списки судов Черноморского флота 08.04.1895 г., в марте 1894 г. заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве, спущен на воду 25.07.1895 г., вступил в строй в 1897 г. В 1909-м ему тоже поменяли котлы. Судьба его была аналогичной. После освобождения Севастополя частями РККА, в строй не вводился. В 1922-1923 гг. сдан "Комгосфондов" для разборки на металл и 21.11.1925 г. исключен из списков судов РККФ.
Переименования корабля: с 08.07.1915 г. - "Т7", с 11.04.1916 г. - "Т77", с 24.07.1916 г. - "Тральщик №277", с 29.09.1916 г. - "Посыльное судно № 6".
Миноносец №273 был зачислен в списки судов Черноморского флота 08.04.1895 г., в марте 1894 г. заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве, спущен на воду 07.09.1896 г., вступил в строй в 1899 г. Судьба его была точно такой же (котлы ему тоже поменяли). Переименования корабля: с 08.07.1915 г. - "Т5", с 11.04.1916 г. - "Т75", с 24.07.1916 г. - "Тральщик №275", с 29.09.1916 г. - "Посыльное судно № 7", с 08.05.1919 г. - "Разведчик".
Миноносец №272 был зачислен в списки судов Черноморского флота 08.04.1895 г., в марте 1894 г. заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве, спущен на воду 16.07.1896 г., вступил в строй в 1899 г. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1909 г. на Николаевском Адмиралтействе (котлы тоже поменяли). Его судьба оборвалась чуть раньше. 09.08.1914 г., в районе маяка Херсонес, столкнулся с посыльным судном "Успех" и, получив пробоину в корпусе, затонул.
И, потом… (опять пауза). Откровенно говоря, вся эта мелочевка на Черном море была… малоприменима. Шхер у нас нет, шторма бывают приличные, укрываться на переходе негде, порты-убежища отстоят друг от друга далеко. Первые приличные миноносцы появились на Черном море только в 1902 году, когда с Балтики перешли четыре «Сокола»: «Свирепый», «Сметливый», «Строгий», «Стремительный». Контракт на строительство этих кораблей с верфью "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге был заключен 24 ноября 1898 года. Серия этих кораблей для Черноморского флота строилась неразборными и имели котлы, как для нефтяного, так и для угольного отопления. В отличии от своего прототипа (миноносца типа "Сокол") черноморцы имели усиленный корпус (за счет установки добавочных стрингеров в районе машинных и котельных отделений), и увеличенной толщины обшивки корпуса. Несколько разнилось внутренне расположение (например, размещение угольных бункеров) и вспомогательное оборудование.
После окончания постройки, миноносцы в сентябре 1902 года совершили переход (без вооружения) в Севастополь. Турки согласились пропустить миноносцы, они пришли в Севастополь, там они получили стандартное вооружение «Соколов» (1 × 75-мм/50, 3 × 47-мм) но потом… опомнились, и переговоры с ними зашли в тупик.
Тем не менее, четыре миноносца водоизмещением в 300 тонн и скоростью 24 узла на Черном море появились. Все они прошли капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1908 году на Николаевском адмиралтейском заводе (с заменой трубок в котлах).
На верхнюю палубу был вынесен камбуз, поставлены мостик и штурманская рубка, деревянная внутренняя обшивка заменена на стальную (по опыту Цусимы). Палуба была покрыта линолеумом.
Сделаю небольшое «технологическое» отступление.
Тогда линолеум был натуральным, а не синтетическим. Он представлял собой толстую льняную или джутовую ткань, пропитанную олифой (вареным, загущенным льняным маслом). Центрами производства линолеума были Рига и Одесса.
Фактически, краски того времени, чаще всего, имели ту же основу (кроме быстросохнущих). Основные компоненты всех видов лаков – высыхающие масла (как правило, льняное), растворенные в скипидаре смолы (янтарь, копал, канифоль, даммара, мастикс и др.) и сиккативы для ускорения высыхания лака.
Различались только наполнители. Для грунтовки использовался свинцовый сурик (ортоплюмбат свинца Pb2PbO4). Это сильный окислитель, чем обусловлены высокие антикоррозионные свойства красок на его основе: вступая в реакцию с железом, он окисляет его до получения плотной плёнки чёрного оксида железа (II), нерастворимого в воде и не пропускающего кислород из воздуха. Покрытые свинцовым суриком стальные конструкции не ржавеют даже в морской воде (о его токсичности тогда никто не думал). Его мешали с олифой (Россия тогда производила очень много льняного и конопляного масла) и использовали для грунтовки. Финишный слой уже имел другой наполнитель (а, следовательно, цвет).
Какими по цвету были наши корабли выше ватерлинии?
Белила.Кремницкие белила в основе содержат свинец, но с примесью баритовых белил (ВаSOJ. Кроющая способность при этом ниже, чем у чисто свинцовых. В других белилах – венецианских, гамбургских, голландских – примеси ВаS04 или шпата доходят до 60-80 %. Такие краски значительно уступают по прочности свинцовым и кремницким. Цинковые белила, наиболее часто применявшиеся в XIX – начале ХХ в., имеют чистый белый цвет, достаточно свето- и атмосферостойки. Но кроющая способность их значительно ниже, чем у свинцовых, они медленно сохнут и растрескиваются. Со временем они становятся прозрачными.
По памяти, эскадра в Цусиму шла с черным корпусом и желтыми трубами.
Черные краски. К уже выпускавшимся краскам, таким как кость жженая и продукты пережога древесных пород, в XIX в. добавились сажи. В кораблестроении использовали в основном сажу газовую. Основной недостаток – длительность высыхания. Из минеральных пигментов следует отметить черную окись железа (марс черный) и графит. Эти краски наиболее прочные, отличаются от кости жженой лишь меньшей глубиной цвета (но они были чуть дороже).
Желтые краски. Наряду с традиционными охрами и, например шишгелью (стильдегрен) с середины XIX в. и в конце XIX в. появляются новые краски промышленного производства. К таким краскам относятся кадмиевые желтые и оранжевые. Они состоят из сернистого кадмия (Cd S) с добавками, в основном сернистого цинка (ZnS), и в зависимости от количества примесей имеют несколько цветовых градаций.
Хромовые желтые и желтые кроны – которые кроме хрома содержат соединения свинца – получили распространение с начала XIX в. Это укрывистые краски, но на свету могут изменять цвет к позеленению.
Подводная часть, чаще всего, была окрашена суриком (железным или свинцовым), но, иногда она была голубой или зеленой. Почему?
Необрастающие медесодержащие краски использовались уже тогда.
Ладно, вернемся к миноносцам. Судьба черноморских «соколов» была похожей. Революция, интервенция. Миноносец "Свирепый" 12 июля 1921 года вновь введен в строй. С 31.12.1922 года носил новое название - "Лейтенант Шмидт", он находился в строю до 1927 года. 29 апреля 1927 года был разоружен и исключен из списков судов РККФ с передачей Комгосфондов для разборки.
Миноносец "Сметливый" 29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года по приказу Советского правительства, чтобы избежать захвата германскими войсками, был затоплен экипажем. В 1926 году поднят Черноморской партией ЭПРОН и, ввиду нецелесообразности восстановления, сдан Рудметаллторгу для разборки.
Миноносец «Стремительный» Во время восстания на броненосце «Князь Потемкин Таврический» в июне 1905 года командование Черноморского флота решило использовать миноносец для потопления восставшего броненосца, но так как были опасения, что матросы «Стремительного» могут попытаться перейти на сторону восставших, экипаж для похода был набран исключительно из офицеров (за исключением нескольких кочегаров). «Стремительный» искал «Потемкина» в Одессе и Ялте, но так и не смог обнаружить восставший броненосец. В результате поломки в машинном отделении (по некоторым сведениям предумышленной) миноносец вернулся в Севастополь, не добившись успеха. При угрозе захвата кораблей немецкими войсками в 1918 году уведён из Севастополя в Новороссийск, где был затоплен в Цемесской бухте 18 июля 1918 года.Поднят в 1926 году по частям специалистами ЭПРОН и разобран на металл.
Миноносец "Строгий" 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на долговременном хранении. 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами.
3 апреля 1919 года убыл из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года был включен в состав белогвардейских морских сил Юга России.
14 ноября 1920 года оставлен в неисправном состоянии врангелевцами, при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день был захвачен частями РККА и в декабре 1920 года, после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря. В 1921-1923 гг. восстановлен и 10 июля 1923 года вновь введен в строй. С 31.12.1922 года получил новое название - "Марти". 9 февраля 1926 года переклассифицирован в посыльное судно и переведен в бригаду подводных лодок Морских сил Черного моря. 20 июля 1929 года исключен из списков судов РККФ с передачей Рудметаллторгу для разборки.
Таким образом, первой, чисто черноморской серией, (построенной на Черном море) стали миноносцы типа «Лейтенант Пущин», но о них в следующей главе.