Найти тему
27,8K подписчиков

Минные крейсера типа "Казарский" (но только черноморские)

856 прочитали
Традиционные «качели» между «а, давайте построим что-то наше, по отечественным технологиям» и «ой, да мы ничего не умеем, лучше закажем в Европе, по самым лучшим европейским стандартам» имеют давнюю

Традиционные «качели» между «а, давайте построим что-то наше, по отечественным технологиям» и «ой, да мы ничего не умеем, лучше закажем в Европе, по самым лучшим европейским стандартам» имеют давнюю историю. А, потому, следующий «минный крейсер» заказывали в «Шихау» в славном немецком городе Эльбинге, что ныне (после известных событий) стал не менее славным (но польским) городом Эльблонг в Варминьско-Мазурском воеводстве Польши.

Контракт был подписан 08 октября 1888 г, зачислен в списки флота 19 августа 1889 г. Спущен на воду в 1889 году, вступил в строй в мае 1890 года.

По контракту он должен был приступить к испытаниям 11 месяцев после подписания, но немцы «просадили срок на год, корабль вошел в строй через год после контрольной даты (Но штрафы не выставлялись).

Проект "Казарского" предусматривал водоизмещение 400 т, вооружение из девяти пушек и полную скорость 21 узел. Учитывая данные миноносцев турецкого флота (главного потенциального противника). То, в принципе, все терпимо.

«Малыши» типа «Бюрханедин» французской постройки (водоизмещение - 39/42 т.), это 20 узлов, одна малокалиберная пушка и одна митральеза.

Миноносцы типа «Гильюм» (85 тонн, две 37-мм пушки, 2 торпедных аппарата, немецкая постройка) это 21 узел. У остальных турецких миноносцев параметры были еще скромнее.

"Казарский" внезапно оказался вдвое дешевле «Ильина» и при этом имел вдвое большую дальность плавания, не уступая в артиллерийском вооружении. Корабль имел низкий силуэт, и приличную скорость – около 21 узла. В соревновании с "Ильиным" на пробеге между Севастополем и Ялтой "Казарский" развил скорость почти на три узла больше.

Несомненным преимуществом стал его палубный торпедный аппарат, способный разворачиваться на 360° - первый в отечественном флоте. Все это было прекрасно и замечательно, но в качестве эскадренного корабля он не очень годился, он не обладал нужной мореходностью (правда, турецкие миноносцы тоже ей не обладали). Несколько неожиданными оказались плохая управляемость и сильная вибрация даже на среднем ходу (о кавитации тогда еще не слыхивали, и боролись с ней опытным путем). Что получили в итоге?

Водоизмещение: 430 т.

Скорость полного хода: 21,1 узла.

Дальность плавания: 1650 миль при 10 узлах.

Силовая установка: одновальная паросиловая, 3500 л.с., 1 винт.

Вооружение: 6х1 47-мм орудий, 3х1 37-мм орудий, два 380-мм торпедных аппарата.

Бронирование: рубка - 13 мм.

Экипаж: 5 офицеров, 59 матросов.

27.09.1907 года корабль официально перевели в класс посыльных судов, сняли с него 37-мм пушки, а в 1914 г. артиллерию заменили на 3 75-мм пушки и 4 пулемета (к 1917 г. 2 пулемета сняли).

Приказом по Морскому ведомству от 18 марта 1909 г. "Казарский" был зачислен в число вспомогательных судов Черноморского отряда. 24 мая-19 августа 1909 г. он совершил плавание из Севастополя в Галац и обратно. По сведениям "Судового списка 1914 г." на "Казарском" в 1906 г. локомотивные котлы заменили такими же новыми, по данным на 1912 г. он вместо контрактной 21,07-уз скорости развивал 18,1 уз. Вооружение состояло из трех 75-мм пушек и четырех пулеметов, экипаж из 5 офицеров, 2 кондуктора и 59 матросов. По списку 1917 г., составленному в МГШ, "Казарский" имел на вооружении те же три 75-мм и на два пулемета меньше.

Корабль принимал участие в Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную службу. Потом началась интервенция. Сначала пришли немцы, потом англичане-французы-греки. С апреля 1919 г. корабль входил в состав флота белых, в ноябре 1920 г. при эвакуации белых, выведен из строя но 15 декабря 1920 г. был включен в состав морских сил Черного моря в качестве заградителя. В 1921 "Казарский" значился посыльным судном. . В 1921 г. корабль прошел капитальный ремонт, в 1923 г. передан фондовой комиссии и возвращен в класс посыльных судов, с 1925 г. находился в порту на хранении и впоследствии разобран.

"Гридень"

Традиционные «качели» между «а, давайте построим что-то наше, по отечественным технологиям» и «ой, да мы ничего не умеем, лучше закажем в Европе, по самым лучшим европейским стандартам» имеют давнюю-2

Минный крейсер "Гридень" был зачислен в списки флота 21.12.1891 г. Постройка корабля велась Николаевском казённом заводе под наблюдением старших строителей Торопова и Фёдорова. Заложен 04.09.1892 г., спущен на воду 31.11.1893 г. В июне 1895 г. были проведены швартовые испытания, после чего крейсер вышел в первый поход. В октябре 1895 г. крейсер перешёл в Севастополь для сдаточных испытаний. Вошел в состав Черноморского флота в ноябре 1895 г.

15 ноября 1905 года команда крейсера присоединилась к восставшему крейсеру «Очаков». В восстании «Гридень» не принимал активного участия и после начала обстрела мятежников спустил красный флаг.

27.09.1907 г. был переклассифицирован в посыльное судно. Разоружен в декабре 1907 г.

18.05.1908 г. был исключен из списков судов флота в связи с передачей в состав ОКПС на Черном море. Находился в распоряжении 25-й Черноморской пограничной бригады.

В 1913 г. продан с торгов в связи с дальнейшей непригодностью к службе, хотя есть данные что на 1 января 1914 года «Гридень» по-прежнему был пограничным кораблём и дислоцировался в Сухуме.