Самым популярным жанром художников-передвижников был пейзаж. В этом жанре писали Шишкин, Левитан, Репин и т. д. Но конечно, передвижников интересовали и другие сюжеты. Второй по популярностью темой у участников этого влиятельного общества XIX в. была история и бытовые сценки.
Великолепные картины в этом жанре писал, к примеру, талантливый передвижник Василий Максимов. Сегодня этот художник не то, чтобы забыт, но гораздо менее растиражирован, чем более знаменитые его коллеги позапрошлого столетия. Между тем, полотна Максимова, безусловно, заслуживают намного большего внимания публики.
Крестьянский сын
Родился художник Максимов в обычной крестьянской семье в Петербургской губернии в селе Лопино в 1844 г. Известно, что родители Василия были единственными грамотными людьми в его деревне.
Как и многие другие талантливые живописцы в России и по всему миру, любовь к рисованию Максимов почувствовал еще в детстве. Мать и отец Василия поощряли эту его наклонность. Когда будущему художнику исполнилось 6 лет, его отец ушел из жизни. Через 4 года скончалась и мать. Перед уходом, однако, мать Василия успела позаботиться о нем, определив его в послушники Николаевского монастыря.
Иконописец
В последующем Максимов самовольно покинул обитель и отправился пешком в Петербург. Здесь он выпросил, чтобы его взяли в иконописную мастерскую Пашехонова. У Пашехонова, однако с учениками обращались грубо. Василий сбежал и поступил в мастерскую иконописи Ярыгина. Ярыгин также любил поколотить учеников, а также запрещал им читать книги. Но Василий все же остался в этой мастерской, так как ее выпускники имели право в дальнейшем обучаться в рисовальной школе при Петербургском техинституте.
В школу после обучения в мастерской Василий, однако, поступать не стал. В 1863 г. талантливый юноша подал документы в Академию художеств, следуя самой заветной своей мечте. В Академию Максимов поступил без труда и учился в последующем очень хорошо. За годы обучения его дважды награждали малыми серебряными медалями, а при выпуске он получил и малую золотую.
Вместо заграницы Тверская губерния
Академический курс живописец прошел всего за три года. После окончания Академии многие студенты уезжали для дальнейшего совершенствования мастерства за границу. Максимов же отправился в Тверскую губернию, где начал изображать жизнь простого народа.
Пансиона, как другие успешные выпускники Академии для поездки за границу Василий не получил, поскольку отказался от участия в конкурсе за большую золотую медаль. Этим шагом Максимов поддержал «бунт четырнадцати», произошедший в Академии тремя годами ранее.
Непритязательный быт крестьян и горожан
Сам художник объяснил свой поступок тем, что «хочет сначала изучить не заморские земли, а родную русскую бедную деревню, которую в России никто не знает». С 1871 г. Максимов начал выставляться на выставках передвижников. На картинах художника перед зрителями представал непритязательный быт российского народа.
Долгое время картины Максимова были очень популярны у ценителей искусства. Ему выдавались премии, его полотна покупали. Одну из картин - «Больной муж», для своей галереи даже приобрел Третьяков.
Но в конечном итоге популярность передвижников начала сходить на нет. Последние годы своей жизни Василий Максимов, несмотря на то, что его жена получила в наследство усадьбу своей матери Любаша, провел в нужде и лишениях. Художник не смог перестроиться и принять новые реалии предреволюционной России. Сюжеты его картин стали намного более мрачными. Последним успехом Максимова признана картина «Все в прошлом», которую также приобрел Третьяков. В последние годы художник зарабатывал на жизнь лишь копированием.
Бедность в конечном итоге свела Максимова в могилу. В 1911 г. живописец скончался в возрасте 67 лет. Крестьяне несли его гроб на руках и долго и сердечно прощались со «своим» художником.
Особенности творчества
Помимо крестьян, на своих картинах Василий Максимов часто изображал и быт петербуржцев, в том числе и среднего класса. Сюжеты полотен Максимова, по мнению ценителей искусства, отличаются легкостью и неторопливостью. Художник практически никогда не изображает на полотнах отрицательных моментов жизни крестьян и горожан. В любом случае внимания на негативе он не заостряет.
Гораздо больше Василию Максимов нравилось привлекать внимание зрителя к деталям быта изображаемых им людей. Герои картин живописца изображены в интерьерах, полных различных элементов, создающих атмосферу естественности. Это и сбитые коврики на полу, и картины в рамах, и обои с модным в те времена дизайном. Как и своих персонажей, окружающие их предметы Максимов, по общему признанию, писал мастерски, демонстрируя огромные умения как в области самого рисунка, так и композиции.
Смотрите галерею работ художника:
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской