Многие думают, что необходимо сначала научиться техническим приемам и правилам работы с красками, что в этом тайна живописи. Существуют, конечно, определенные приемы и технические правила, но не с них начинается творчество. В первую очередь важно развить в себе способность видеть окружающее глазами художника, способность быть наблюдательным и памятливым. Многие люди очень наблюдательны , но сами этого не замечают. Давайте проверим Вас!
Вам нужно описать дорогу к какому-то месту. Как Вы это будете описывать?
Если Вы говорите: выйдешь из метро и увидишь желтый дом, от него направо до серого здания и т.д Вы скрытый художник!
А если Вы говорите: выйдешь из метро, поверни на 40 градусов на север, пройди 100 метров... т.д. Вы скорее всего человек технического склада!
Интересно, как люди по-разному видят мир! Художник видит цвет, атмосферу. Инженер думает о сторонах света, как устроен тот, или иной предмет.
Наблюдательность в искусстве — это направленное внимание, при котором отбираются и запоминаются яркие зрительные образы. Есть такие впечатления, которые живут с художником и питают его творчество на протяжении многих лет. Какое самое яркое воспоминание из вашего детства? Как вы разобрали машинку на запчасти или как этого старого мастера?
«Я помню, — рассказывает старый мастер, — одно летнее утро, когда мне было 12 лет. Со мной был мой отец. Мы шли по дороге, тянувшейся по равнине… Вся равнина была сплошным полем пшеницы, колосья были выше моей головы. Еще сейчас я помню эту золотистую бесконечность с цветами, в которых жужжали мухи. И совершенно синее небо и маленькие домики вдали… Эта жизнь, трепещущая вокруг меня, солнце, обжигающее мое лицо и руки, — много раз я потом пытался восстановить это ощущение и его запечатлеть с силой и свежестью детского восприятия. И каждый раз, как я вижу поле пшеницы, я вспоминаю то утро…».
Это прекрасный пример того, как наблюдение натуры направляет и обостряет зрительные впечатления живописца. Так вот и возникают замыслы будущих работ и стремления находить необходимые для этого изобразительные средства.
Легко заметить, работал ли живописец с увлечением и желанием передать то, что ему так нравилось, или он работал равнодушно, механически. Большая разница! Если приглядеться к картинам — что бы на них ни было запечатлено — пейзажи, сцены или натюрморты, — всегда можно понять, что любит художник, к чему у него лежит душа.