Найти тему
С Богом по жизни

ПРИХОД ЦЕРКВИ

В Деяниях появляется нечто поразительное и новое, ставшее кульминацией Божьего обетования благодати в Его Мессии. Это нечто исполнило извечные обещания и остается вершиной отношений человечества с Богом. Никогда прежде человеку не давалось такого благословения, преимущества и таких отношений со Всемогущим Богом.

Этим новым благословением явилась церковь. Фактически слово “церковь” впервые появляется в Новом Завете в контексте, где Иисус обещал: “...Я создам церковь Мою” (Мф. 16:18). Впервые в Деяниях это слово упоминается в 5:11, когда говорится, что “великий страх объял всю церковь”. Хотя в Синодальном Переводе первое упоминание слова “церковь” мы находим в Деян. 2:47, в оригинальном греческом тексте этого слова в данном стихе нет. В Синодальном Переводе читаем: “Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви”. В более поздних и более точных переводах сказано: “А Господь ежедневно прибавлял к ним спасенных” (Современный Перевод); “А Господь прибавлял к ним спасаемых каждый день” (Славянское Евангельское Общество).

Слово “церковь” и производные от него встречаются в Новом Завете 114 раз, в одном только Откровении 20 раз. В сознании изучающих Библию это слово занимает важное место. Для того же мира, каким он был в 33 году, оно было новым и пришло в сознание христиан через работу Иисуса Христа; именно этой группе людей, Его телу, Господь обещал спасение и награду в вечности (Еф. 1:22, 23; 5:23).

По мере разворачивания сюжета Деяний мы видим церкви во многих местах (Деян. 9:31; 11:26; 14:23; 20:17). Где бы ни проповедовалось благовестие, а слушатели верили и покорялись, группа поклонявшихся Богу становились известной как “церковь”. В Деяниях раскрывается история этих достижений.

НЕЧТО ОСОБЕННОЕ

Греческое слово “церковь”, экклесия, происходит от сочетания двух слов: эк (“из”) и калейн (“звать”). Поэтому экклесия означает “вызванные, призванные”. Им можно было назвать многие различные группы в религиозных, социальных и даже политических кругах. В первом столетии этим словом называлась любая группа, специально определенная для какой-либо цели, религиозной или мирской. Иисус взял обычное слово в греческом языке и придал ему религиозный смысл на все времена.

Первоначально слово экклесия имело обычное мирское значение. Так, например, назывались деревенские или городские советы. Руководители были “избранными” людьми, которые руководили общими делами своих сограждан.

Второе мирское значение слова экклесия относилось к любому собранию людей, созываемому для осуществления какой-либо цели. В таком значении это слово встречается трижды в повествовании о мятеже в Эфесе, когда толпа собралась после обличительной речи Димитрия против Павла (Деян. 19:30, 32, 41). Городской чиновник распустил “собрание”, или экклесию. Здесь это слово означает только это конкретное собрание людей по этому случаю.

В духовном смысле слово экклесия употребляется в нескольких вариантах. (1) Это слово означает то, что Иисус обещал построить (Мф. 16:18), что определено быть Его духовным телом (Еф. 1:22, 23), за что Он умер, приобретя Своей кровью (Деян. 20:28), и что скрывается под словами “Его невеста/жена” (Еф. 5:22-33). Во всех упомянутых случаях это слово означает “вселенскую церковь” — всех людей всех веков, которые были приложены к этому духовному телу, имеют особые взаимоотношения и называются христианами (Деян. 11:26). Именно об этом “одном теле”, духовном теле людей, принадлежащих Господу, писал Павел, утверждая истину о том, что есть только одна церковь, принадлежащая Христу (Еф. 4:4). Авраам, Моисей, Давид, Даниил и все другие ветхозаветные мужи и жены великой веры жили до того, как была установлена церковь, и никогда не были членами Господней церкви. И хотя они были спасены верою, христианами их считать нельзя.

(2) Словом экклесия также называется местная группа, община, образовавшаяся в каком-то месте в результате проповеди евангелия. Повсюду, где проповедовалось евангелие и люди отвечали на него, устанавливалась церковь. Такое употребление этого слова обычно для Нового Завета.

Это не были различные конфессии, как очень многие религиозные группы используют слово “церковь” теперь. Это были общины одной вселенской церкви, единственной церкви, о которой говорит Новый Завет. Ни одна из современных конфессий не упоминается в Новом Завете. Члены современных религиозных групп не смогут найти себя в Новом Завете, потому все они образовались через много лет после того, как Христос покинул эту землю. Иисус не причастен к установлению ни одной конфессии; все они были созданы людьми. Иисус умер не для того, чтобы приобрести какую-либо из конфессий; Господь умер, чтобы приобрести Свою церковь. Иисус не обещал спасти какую-либо религиозную группу; Он обещал быть Спасителем Своего собственного духовного тела (Еф. 5:23). Конфессии нельзя назвать духовным телом; их попросту нет в Библии.

(3) Экклесия употребляется в Новом Завете для описания просто собрания святых Божиих в любой местной общине (Деян. 14:27; 1 Кор. 11:18; 14:23, 28, 33). Павел исправил некоторые искажения в практике местных собраний коринфской общины. В частности, в главе 14 Павел указал на неверное использование ими чудесных даров на общих собраниях. Несколько раз он употребляет слово экклесия в значении собрания святых в Коринфе с целью поклонения Господу. Они собирались, проводили богослужение, а затем расходились по домам. Люди, пришедшие на подобное собрание, в этом конкретном случае обычно назывались “церковью”, или экклесией.

Таковы общеизвестные случаи употребления слова “церковь”, и изучающим Библию следует обязательно учитывать контекст любого новозаветного отрывка, если они хотят безошибочно определить значение слова. Когда слова имеют несколько смысловых оттенков в зависимости от контекста, в котором они употребляются, быстрое чтение не рекомендуется.

НЕЧТО ВСЕОБЩЕЕ

Первая община Господней церкви была в Иерусалиме (Деян. 2:41, 47; 8:1), а вскоре подобная община была основана в Антиохии Сирийской (Деян. 11:25, 26). Затем, в точном соответствии с Господним замыслом (Деян. 1:8), общины были установлены по всей Иудее, Галилее и Самарии (Деян. 9:31). В первом миссионерском путешествии Павла были установлены общины в Писидии, Иконии, Листре и Дервии (Деян. 14:20, 23). В начале второго миссионерского путешествия церкви существовали в Сирии и Киликии (Деян. 15:41).

Вскоре можно было встретить церкви в Коринфе (Деян. 18:8; 1 Кор. 1:1, 2), в Эфесе (Деян. 20:17, 28; Отк. 2:1), в Фессалониках (1 Фес. 1:1), в Риме (Рим. 16:5), в Филиппах (Фил. 4:15) и в шести других городах Асии: Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардии, Филадельфии и Лаодикии (см. Отк. 2 и 3). Упоминаются также многочисленные церкви в провинции Галатии (1 Кор. 16:1). Можно сделать вывод, что в Дамаске община существовала с тех пор, как Павел встречался там со своими учениками (Деян. 9:10, 19, 25).

НЕЧТО ЕСТЕСТВЕННОЕ

Петр и апостолы проповедовали завершенное благовестие в Иерусалиме (Деян. 2). Филипп провозглашал Слово в Самарии (Деян. 8:5), а рассеявшиеся ученики энергично продолжали распространять Слово вплоть до Антиохии Сирийской (Деян. 11:19-21). Павел в своем первом путешествии донес евангелие до Малой Азии (Деян. 13; 14), уча в городах Антиохии, Иконии, Листре и Дервии.

Павел, Сила и Тимофей учили истине в Коринфе (Деян. 18:1-11), жители Фессалоник принимали их с радостью и должным образом, внимая их словам, как Божьей истине (1 Фес. 2:13). Вполне вероятно, что шесть других городов в Асии также услышали евангелие в то время, когда Павел на протяжении трех лет работал в Эфесе (Деян. 19:10; 20:31).

Во всех этих местах именно сеяние семени царства породило граждан этого царства (Лк. 8:11). Благовестники находили добрые и чистые сердца, куда можно было посадить семя царства, и где оно могло взойти, расцвести и дать урожай.

НЕЧТО ВЕЧНОЕ

Люди, называемые “церковью”, явились результатом предопределения Божьего через Господа Иисуса Христа (Еф. 1:3-6; 3:10). Они возникли в результате обещания Иисуса создать Свою церковь (Мф. 16:18) и Своей смертью искупить их от греха (Деян. 20:28; 1 Пет. 1:18, 19). Эти люди с готовностью посвящали себя Иисусу, Главе Божьего духовного тела, или церкви (Еф. 1:22, 23). Они были теми, кто послушался Христа (Еф. 5:23).

И сегодня люди в церкви составляют ту группу, через которую должна осуществляться извечная Божья воля (Еф. 1:23). Только они, как говорится в Еф. 3:21, могут в полной мере и благоугодно восславить Бога. Только они, будучи святыми священниками, могут благоугодно поклоняться Богу. Это избранный род, царственное священство, святой народ, люди, взятые в Божий удел, и те, кому оказана Божья милость во всей полноте (1 Пет. 2:5, 9, 10).

Поэтому члены Господней церкви поистине особенные — не из-за собственной их добродетели, а из-за готовности покориться воле Царя и жить праведно, доверяя Богу до конца. Они очистились от своих грехов кровью Иисуса (Еф. 5:26) и с нетерпением ожидают Его прихода. В этот день Он востребует их Себе как дом Божий, как детей Божьих, и это будет честь, уготованная только Его духовной семье (1 Тим. 3:15; 1 Ин. 3:1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Деяниях положено начало чему-то особенному, что явилось кульминационным моментом для последующих веков (1 Кор. 10:11). Те, кто живет после Христова распятия, — самые благословенные из всех людей, когда-либо живших на земле. Сегодняшние читатели Библии могут посмотреть на прошлые взаимоотношения Бога со Своим народом и увидеть, как Он осуществил оправдание. В процессе изучения этих великих исторических деяний в сердце каждого христианина может поселиться надежда (Рим. 15:4). Еще в далекой вечности Бог замыслил дать спасение грешникам, и Он осуществил Свой план. Деяния — это волнующая историческая книга, которая раскрывает, когда, где и как Бог осуществил это спасение.

Когда приблизилась кульминация плана искупления, Иисус сказал, что построит Свою церковь. Он ходил по Палестине три года, уча этой новой духовной системе и обучая двенадцать мужей, которым суждено было на деле осуществлять установление и взращивание церкви в течение всего первого столетия. Иисус построил Свою церковь — с помощью апостолов, облеченных силой Святого Духа и делавших то, чему Он их учил. Ни “врата ада” (Мф. 16:18), ни сатана не смогли препятствовать созиданию церкви Иисуса. Господня церковь одержала победу в новозаветные времена и будет торжествовать до самого судного дня. Книга Деяний является вдохновенным свидетельством этой волнующей победы.

Христиане