Найти тему

Разыскиваются фильмы: Dead or Alive

А вы знали, что существуют целые рейтинги самых разыскиваемых фильмов? Утраченные фильмы – это отдельный вид кинематографа, зачастую окутанный тайнами. Больше всего не повезло немому кино: согласно исследованиям Библиотеки Конгресса США, около 70% немых фильмов утеряно навсегда. Некоторые пленки приходили в негодность от времени, другие перерабатывались ради извлечения серебра или терялись из-за халатности владельцев, но основной причиной утрат были пожары. До начала 1950-х годов в кино широко использовалась нитратная пленка – а она легко воспламенялась. От разрушительных пожаров страдали даже хранилища знаменитых голливудских киностудий: в 1924 году сгорел архив Universal Pictures, в 1937-м – архив студии Fox, а в 1965-м огонь уничтожил хрупкие пленки студии MGM.

Иногда редкие уцелевшие бобины находят на заброшенных складах, в старых кинотеатрах или в частных архивах, где они пылились долгие годы. Но большая часть немого кино, скорее всего, утеряна безвозвратно – в нашей подборке мы расскажем о нескольких фильмах, которые мы вряд ли увидим.

«Портрет Дориана Грея» (1915), реж. Всеволод Мейерхольд

Обложка журнала о кинематографии "Сине-фоно", 1915 год
Обложка журнала о кинематографии "Сине-фоно", 1915 год

Всеволод Мейерхольд был одним из первых театральных режиссеров, который проявил интерес к кино, – его дебютом на этом поприще стала экранизация романа Оскара Уайльда. Главную роль Дориана Грея режиссер отдал женщине – молодой актрисе Варваре Яновой, а сам исполнил образ лорда Генри. Фильм не имел успеха у широкой публики, но его значение для русской кинематографии признавали многие киноведы, в том числе Семен Гинзбург: «Мейерхольд понял резкое отличие кинематографа от театра и не попытался превратить фильм в засъемку театральной инсценировки. И еще более удивительно то, что Мейерхольд вообще первый в истории киноискусства выдвинул мысль, что немой кинематограф — это искусство прежде всего изобразительное».

От фильма сохранилось 14 кадров, о нем многое известно благодаря рецензиям и воспоминаниям современников, однако в 2019 году Госфильмфонд включил «Портрет Дориана Грея» в перечень навсегда утраченных отечественных фильмов.

«Клеопатра» (1917), реж. Гордон Эдвардс

Постер фильма "Клеопатра", 1917 год
Постер фильма "Клеопатра", 1917 год

«Клеопатра» – один из тех фильмов, который сгорел во время пожара на студии Fox Film в 1937 году. От него сохранились лишь фотографии со съемочной площадки, но роковой образ, созданный актрисой Тедой Барой, стал культовым. Именно после этого фильма в Голливуде появилась традиция снимать популярных актрис в роли египетской царицы. Огромный по тем временам бюджет и провокационные наряды Клеопатры сделали фильм абсолютным хитом проката. Сегодня он входит в десятку самых разыскиваемых фильмов в списке Американского института кино.

«Горный орел» (1926), реж. Альфред Хичкок

Немой фильм «Горный орел» стал второй режиссерской работой Альфреда Хичкока. Известно, что съемки фильма-мелодрамы проходили в Мюнхене и в австрийских Альпах: по сюжету школьная учительница (Нита Нальди) и ее муж (Малкольм Кин) находят убежище в горах, чтобы спастись от главного злодея. В конце истории, после всех превратностей судьбы, влюбленная пара избавлялась от преследователя. Сам Хичкок был не в восторге от картины, о чем прямо сказал французскому режиссеру Франсуа Трюффо: «Фильм получился скверный. Продюсеры пытались прорваться на американский рынок и для этого им была нужна „звезда“. И на роль школьной учительницы они прислали мне Ниту Нальди, преемницу Теды Бары». Мелодрама «Горный Орел» была представлена широкой публике в мае 1927 года, но фильм не имел успеха и вскоре загадочным образом исчез. От картины осталось лишь несколько десятков кадров, а еще в 2012 году в частном архиве одного из друзей Хичкока были обнаружены 24 фотографии со съемочной площадки фильма. Британский институт кино называет его «Священным Граалем» и «самым разыскиваемым фильмом в мире».

«Лондон после полуночи» (1927), реж. Тод Браунинг

Постер фильма "Лондон после полуночи", 1927 год
Постер фильма "Лондон после полуночи", 1927 год

Среди основоположников жанра фильмов ужасов особое место принадлежит американскому режиссеру Тоду Браунингу. Именно он в 1931 году снял фильм «Дракула», ставший впоследствии каноническим, а за несколько лет до этого он выпустил не менее жуткую немую киноленту «Лондон после полуночи». Главную роль исполнил Лон Чейни – один из самых разноплановых актеров раннего кинематографа, получивший прозвище «Человек с тысячей лиц». Он был мастером перевоплощений и часто играл несколько ролей в одном фильме. Для создания зловещего образа Гипнотизера Чейни сам накладывал грим и надевал протез из настоящих акульих зубов. После оглушительного успеха картины Браунинг и Чейни собирались совместно экранизировать «Дракулу», однако актер скоропостижно скончался. Сегодня «Лондон после полуночи» входит в число горьких потерь среди немых фильмов: его последняя известная копия была уничтожена огнем во время пожара 1965 года в хранилище студии MGM.