За последнее время бильярд сильно шагнул вперёд с точки зрения качества игры. С чем это связано? Это связано с тем, что развитие бильярда идёт своим естественным ходом, появляются новые молодые звёзды, тренера развиваются и совершенствуются, оттачивая своё тренерское мастерство и впоследствии применяя более эффективную и отработанную методику на новых учениках.
Система обучения у продвинутых тренеров постоянно совершенствуется, убирается лишнее, оставляется самое полезное и эффективное. И в первую очередь это касается стойки бильярдиста и техники его удара. Ведь именно в ней бильярдист проводит большую часть времени за столом. От её правильности и физиологичности зависит качество игры спортсмена, его усталость/выносливость, прямолинейность удара, качество попадания по битку. Происходит изучение и сравнение эффективности разных стоек и техник и выбирается оптимальная. Но тут есть нюансы, ведь для каждого бильярдиста стойка и техника удара немного различается и то в чем она различается будет зависеть именно от различий в телосложении и развитости тела у разных людей. Но при этом большая часть теории общая для всех.
Перед тем как начать - скажу, я не отметил все моменты касающиеся техники и стойки, а только лишь часть основных. Так как тема обширнейшая я выделил только основные моменты, причём эти моменты касаются именно движений мышц и положения тела, здесь почти не затрагивается важнейшая тема о правильном распределении ускорения на ударе, движении кия, проколе и тд, хотя это основополагающие вещи
Стойка бильярдиста.
Начнём со стойки. Не будем вдаваться в мелочи связанные с индивидуальными особенностями. Обычно я выделяю три основных разновидности стойки с точки зрения расположения ног:
- фронтальная стойка. Ноги находятся на одной линии, перпендикулярной линии удара. Корпус развернут.
- классическая стойка. Ноги выстроены на линии по диагонали к линии удара.
- боковая (развёрнутая) стойка. Ноги расположены на линии близкой к линии удара, корпус наклонен, голова сильно развернута.
По наклону спины:
- Высокая стойка
- Средняя стойка
- Приподнятая стойка
- Низкая (снукерная) стойка
Стойка бильярдиста должна быть устойчивой и сбалансированной. Эти два фактора очень важны и они напрямую влияют на точность самого удара. Ведь если стойка неустойчивая и имеет смещённую балансировку, то это накладывает отрицательный эффект на сам ударный механизм, на прицеливание и на качество попадания в шар.
Так же в бильярде за долгое время сложились основные принципы хорошей академичной стойки. Соответствие стойки бильярдиста данным принципам повышает эффективность в игре.
Принципы качественной стойки:
1) Точка баланса(центр тяжести) должна располагаться на линии удара. Это связано с тем, что отвод бьющей руки и прокол будут стремиться к той точке, на которой расположен наш центр тяжести. И если сместить его к корпусу, то кий будет уходить с линии естественным образом, если не концентрировать внимание на линейности.
2) Плечо, локоть, кисть и кий должны находится в одной плоскости, которая проходит через линию удара. И желательно, чтобы эта плоскость была строго вертикальна. Это необходимо для того, чтобы ход кия по линии был более естественным из-за правильного включения мышц руки.
3) При подводе кия к шару, предплечье должно образовать угол, близкий к 90 град. по отношению к плоскости удара. Это нужно для правильного соотношения замаха к проколу. А так же для достижения максимального ускорения кия в точке контакта с шаром
4) Распределение веса должно происходить равномерно либо на ноги, либо на ноги(80%) и мост(20%). Ноги не должны стоять слишком узко. Чтобы была хорошая устойчивость расстояние между ногами должно быть больше ширины плеч.
Техника нанесения удара
После того, как мы рассмотрели основные моменты связанные со стойкой, перейдём непосредственно к технике удара. Под техникой удара я подразумевают работу мышц бьющей руки по приведению кия в движение на подготовке к удару, вовремя и немного после. Я рассматриваю расположение руки и её динамику как ударный механизм.
В классическом бильярдном понимании в ударном механизме плечо, локоть, предплечье и кисть с киём должны находиться в одной вертикальной плоскости, на которой расположена линия удара. Таким образом мышцы руки более эффективно и легко могут выполнить более точный удар.
Однако у многих топовых бильярдистов мы можем встретить разные вариации расположения точки плеча, точки локтя и самого хвата. Хват в данной статье, мы не будем рассматривать. Некоторые из профессиональных спортсменов считают их положение руки ошибочным и работают над его исправлением.
А некоторые смотрят на этот вопрос иначе, для них более важен результат и качество удара, нежели академичность стойки. Да и исправления такого плана требуют немалых усилий. Там требуются постоянные тренировки, переучивание, растяжка, проработка целевых групп мышц. В этом вопросе необходим комплексный подход.
Основные элементы классической техники удара:
1) Удар предплечьем, классическая техника. Это самый главный элемент в технике. На работе предплечья производится самый широкий диапазон ударов в любом виде бильярда. Для усиления удара добавляется включение локтя и кисти.
2) Включение локтя, глубокий удар. За счёт раскрытия локтя достигается максимально возможный замах, а с помощью складывания локтя - максимальный прокол.
3) Включение кисти. Ключевой элемент для качественного увеличения силы удара. С помощью минимального кистевого включения при касании шара можно увеличить силу самого удара. Можно включать как на коротких ударах, так и на длинных. Здесь самое важное - момент включения, он должен приходиться на контакт с шаром.
Разбор техники и стойки Никиты Ливады.
Сразу скажу что в данной статье я не охватываю все нюансы, ведь понадобиться очень подробно останавливаться на каждом пункте, я отмечу только главные моменты.
Для начала рассмотрим стойку Никиты, о ней можно сделать следующие выводы:
- классическое расположение ног относительно линии удара. Позволяет легко расположиться на линии, распределить вес и выстроить ударный механизм.
- низкая стойка с небольшим зазором от кия до подбородка. Что позволяет делать замахи маятниковым движением предплечья без искажений в стойке.
- соответствие всем принципам качественной стойки, которые я привёл в этой статье. Все они в совокупности повышают качество удара.
Теперь после вступления перейдём к разбору техники и стойки Никиты Ливады. За основу данного разбора была взята последняя игра Никиты с Андреем Шагаевым. А так же из некоторых матчей последнего кубка чемпионов.
На что еще я обращал внимание при составлении данного разбора:
1) Никита Ливада обладает высоким ростом, следовательно это будет один из факторов определяющих стойку.
2) Никита славится комплексным подходом к тренировкам => обладает хорошей физической формой, ключевые группы мышц у него проработаны.
3) Уровень Никиты Ливады не вызывает сомнений, титул ЗМС говорит сам за себя. Совокупность навыков необходимых для демонстрации качественной игры в бильярд у него отточена и близка к идеалу, это всё результат грамотного системного подхода его тренера, и самого Никиты и разносторонней подготовки.
Стойка Никиты Ливады.
Положение ног:
- ноги слегка согнуты, что облегчает выход в плоскость удара, без излишнего наклона корпуса, а так же улучшает балансировку.
- ноги широко расставлены, это помогает эффективно распределить вес при высоком росте.
- одна стопа расположена под 45°, другая смотрит по линии удара. Что характерно для классической стойки.
Такое положение ног позволяет поддерживать тело в состояние равновесия при нанесении удара по шару, так как ноги одновременно обеспечивают и баланс и амортизацию.
Положение корпуса и спины:
- спина ровная и почти прямая, это уменьшает нагрузку на спортсмена, позволяет ему дольше играть в такой стойке.
- разворот плеч к линии удара. Позволяет вывести плечо, локоть и кисть в линию удара, что в свою очередь повышает его качество.
Такое расположение корпуса позволяет меньше уставать во время игры, так как нет лишних изгибов и включения дополнительных мышц.
Разворот плеч позволяет вывести правое плечо в одну плоскость с локтём, кистью и киём, что характерно для классической стойки и положительно сказывается на качестве удара.
Шея повёрнута и вытянута, голова смотрит ровно в линию удара, нету смещения. То, что голова находится ровно на линии обеспечивает хорошую работу вестибулярного аппарата и уменьшает нагрузку на спортсмена.
Техника нанесения удара.
Теперь перейдем к самой технике нанесения удара. Чтобы рассмотреть её с разных сторон, мы разделим удары на основные группы и будем смотреть на технику нанесения именно в этих категориях, в зависимости от разной силы и глубины прокола:
1) Тихий удар
На тихом ударе в центр шара у Никиты Ливады работает только предплечье, локоть и кисть четко зафиксированы.
2) Средний удар.
Тоже задействовано предплечье и немного добавлено кистевого движения, локоть зафиксирован в начале, после удара он слегка опускается.
3) Сильный короткий удар
В данном случае Никита остановил прокол за счёт зажима кисти и фиксации предплечья, вследствие чего кий ушёл вверх после удара киём по шару.
Технические элементы:
Короткий замах, подъём локтя для увеличения ускорения, активное включение кисти, фиксация после удара, чтобы избежать столкновения кия с шарами.
4) Сильный длинный удар
Обратим внимание - на этом ударе Никита использует небольшой замах, основную силу он добавляет за счёт небольшого подъема локтя, маятникового движения предплечья и дополнительного ускорения за счёт мышц предплечья и кисти.
Отметим какие из основных техник удара Никита использует в данной игре:
- работа предплечья при фиксированном локте на тихих ударах. Данная фиксация локтя повышает точность удара, так как в технике становится меньше динамичных элементов.
- предплечье + кисть на средних ударах. Позволяют наносить удары в низкой стойке без выхода из линии удара.
- предплечье + подъем локтя + кисть на сильных ударах. Подъем локтя позволяет
- предплечье + небольшое раскрытие локтя + складывание локтя после удара на длинных ударах.
Именно такие техники удара и использует большинство профессиональных бильярдистов.
Спасибо за прочтение! Пишите ваши мысли: если будет что-то интересное, то я обязательно добавлю это в статью.