Найти в Дзене
Navygaming Channel

Эсминец "Влиятельный" - воспоминания о службе, как все было/№8/"Парадоксы" или вопросы без ответа

В рубрике "Парадоксы истории" мы ранее пробовали привлекать внимание к событиям, которые имели разную трактовку или по которым высказывались разные мнения. И сейчас мы предлагаем обсудить один интересный вопрос, причем из истории Советского флота, и при этом воспользоваться воспоминаниями участника тех событий. Более того, именно воспоминания этого участника и являются основой для написания этой статьи. Его родные, в первую очередь сын - Андрей Николаевич, обратили внимание на несоответствие официальных данных по одному из кораблей Тихоокеанского флота и периодом службы на нем их отца. Предлагаю сделать попытку и разобраться в чем же дело.

Итак, речь идет о эскадренном миноносце "Влиятельный", который как то обсуждении получил название "эсминец-шпион". Но давайте все по порядку. Это был эсминец проекта 56, который заложили 29 октября 1955 года, 10 мая 1957 года - спустили на воду и 21 ноября 1957 года ввели в строй Краснознаменного Тихоокеанского флота. Отметим, что прослужил этот корабль не долго, уже в марте 1960 его его законсервировали и поставили на прикол, где простоял почти полтора года, а затем его вернули в строй. Корабль ходил два раза на боевую службу в Индийский океан (1974 и 1981 годы), в том числе в ноябре 1974 года с дружественным визитом заходил в Мале (Мальдивские острова). Обычная служба эсминцев такого типа в тот период, которая закончилась в 1988 году, когда его вывели и поставил на отстой у о.Русский, а потом в 1990 году (или примерно в это время) разобрали на металл. Но нам будет интересен именно первый период службы эсминца.

Эсминец "Влиятельный"
Эсминец "Влиятельный"

В основе "парадокса" - воспоминания Николая Платоновича С., 1937 г.р. , который был призван на флот в 1955 году, попал сначала учебку на о.Русский, а затем - на эсминец "Влиятельный", где прослужил с 1956 по 1959 года матросом, старшим матросом, старшиной 2-й статьи (БЧ-4, сигнальщик).

Первое утверждение: Николай Платонович хорошо помнит службу, у него осталось много фотографий того периода, часть из которых подписаны (дата, год, место съемки). И Николай Платонович считает, что эсминец "Влиятельный" спустили на воду на год раньше, в 1956 году (не в 1957) и в том же году он участвовал в походе к Восточно-Сибирскому морю. И в подтверждение его слов он представляет фотографии тех времен (сразу хочу подчеркнуть - качество фотографий не высокое, не было тогда "цифры" - только 35-мм пленка, проявитель и закрепитель). Причем, Николай Платонович даже уточняет место, до которого дошел эсминец - это пролив Лонга (пролив отделяет остров Врангеля от материка и соединяет Восточно-Сибирское море и Чукотское море). Что касается службы, то он говорит, что сразу после учебки их перевели на строившийся эсминец, где они потом и проходили службу. Если считать, что в "советской учебке" обычно учебный год длился от 6 до 9 месяцев, то в 1956 году молодой матрос действительно должен был попасть к месту дальнейшей службы. И что интересно, эсминец они "приняли", вернее ждали окончания постройки и "заселились" на него когда "Влиятельный" строился в Комсомольске-на Амуре" (ССЗ № 199). Если ЭМ спустили на воду в мае, а сдали флоту в ноябре, то еще можно как то предположить, что экипаж размещался на строившемся корабле - но маловероятно, максимум - ходили из казармы осваивать оборудование, но ведь не целый год!

Матросы (разного года призыва) с эсминца "Влиятельный"
Матросы (разного года призыва) с эсминца "Влиятельный"

Кстати, интересное фото, оно из тех, которые позволяют матросам/солдатам определить год съемки без подписи - в центре "старослужащие" (1953-1954 года призыва), это определяется по прическе а вверху и снизу - 1955 год призыва, которые два года ходили лысыми, вывод - это фото 1957 года, место съемки - эсминец "Влиятельный". Однако на фото видно, что тепло, лето, а эсминец передали флоту в ноябре 1957 года. Более того - он уже должен был "вернуться" с Севера!

Версии: Как видим, здесь две "нестыковки". Первая касается сроков ввода эсминца в строй. Если признать, что эсминец действительно заложили в октябре 1955 года, то вряд ли его могли спустить на воду уже в 1956, более того, в том же году его отправили в поход, сразу после приема в состав флота. Причем отправили ни куда-то, а в Арктику, и без специальной подготовки, оборудования, усиления корпуса и т.д. Здесь следует отметить, что стапельный период у эсминцев проекта 56 в среднем составлял 15-19 месяцев (то есть в среднем полтора года). Так что или корабль заложили на год раньше, или... Вообще надо отметить, по эсминцу "Влиятельный" действительно очень мало уточняющей информации, в литературе часто упоминаются его систершипы, а вот именно "Влиятельный" - тишина.

Фото отслуживших моряков с командованием - традиционный коллаж того времени
Фото отслуживших моряков с командованием - традиционный коллаж того времени

Родственниками представлено фото "дембелей", которые видимо уходили с корабля в 1958 году, и здесь, с одной стороны, на фотографии видно командира - капитана 2 ранга И.Петрова, старпома капитана 3 ранга И.Рублевского, но с другой - добавляются новые "вопросы". По официальным данным, первым командиром эсминца "Влиятельный" стал капитан 2 ранга Чеботарев (1957 год), а вот вторым командиром - с 1957 до 1959 года капитан 2 ранга И.Петров (он и есть на фотографии). Однако Николай Платонович утверждает, что именно Петров был первым командиром эсминца с момента его приемки и до перевода на ракетный эсминец "Неудержимый" в 1959 году. Отчасти это подтверждает фото, где указан годы службы дембелей - с 1954 до 1958 года, но не ведь не факт, что они служили первые годы под командованием Петрова? Может это выпуск учебки? И главное - на каком корабле они проходили службу, если в 1954-1955 годах "Влиятельного" не существовало.

Фотография определяется фотографом как "пролив Лонга"
Фотография определяется фотографом как "пролив Лонга"

Вторая "нестыковка" связана самим походом эсминца проекта 56 в пролив Лонга (а ведь это еще севернее района, где в 30-е годы погиб пароход "Челюскин" - то есть районы суровые). На представленных фотографиях легкие крейсера пр.68бис, кое-где среди льдов. Причем на фото есть и другие корабли - подводные лодки, БТЩ, большие охотники. В исследуемый период действительно состоялось два перехода крупных кораблей на Дальний Восток. В мае-сентябре 1955 года Северным морским путем на ТОФ перешли легкие крейсера "Дмитрий Пожарский" и "Адмирал Сенявин", с ними двигались три ПЛ Б-62, Б-63, Б-66, дивизион БТЩ и дивизион БО. Эти корабли остаток пути шли с тремя ледоколами, пролив Лонга форсировали ночью и 19 ноября были в бухте Провидения. Второй переход относится к 1956 году - в июне-сентябре еще два крейсера "Александр Суворов" и "Адмирал Лазарев" с тремя СКР пр.50. Переход оказался тяжелее - одного ледокола "Ермак" не хватило, и в проливе Лонга корабли экспедиции попали в сложную ледовую обстановку.

Фотография определяется фотографом как "пролив Лонга"
Фотография определяется фотографом как "пролив Лонга"

Подключилось еще два ледокола, но "Адмирал Лазарев" и несколько других кораблей застряли во льдах, чтобы выбраться приходилось взрывать льды, но выбрались. Кстати, корабли в бухте Провидения были встречены двумя эсминцами Камчатской флотилии. Это официальная и общедоступная версия происходящего.

Если проанализировать фотографии, то можно прийти к разным выводам. Судя по наличию в составе конвоя (экспедиции) подводных лодок, на фотографиях переход 1955 года, когда в составе ЭОН шли три субмарины, однако на фото узнаваемы (могу ошибаться) СКР пр.50 - а это уже участники перехода 1956 года. Однако фотография с подводной лодкой и СКР пр.50 датирована 1956 годом - это могло было быть если в состав ЭОН-1956 года включили субмарины, но к сожалению у меня нет таких данных, уважаемые друзья.

Фотография определяется фотографом как "пролив Лонга"
Фотография определяется фотографом как "пролив Лонга"

Кстати, есть еще одно объяснение, на которое натолкнуло фотография выше. Есть вероятность, что фото крейсеров, подводных лодок и СКР во льдах сделал кто-то другой, а не Николай Платонович. Конечно, он был сигнальщиком, и мог фотографировать из рубки (спорное заявление, кто служил в СА и ВМФ СССР), но как сигнальщик-матрос эсминца пр.56 мог сделать фотографию с надстройки легкого крейсера пр. 68 бис (а ракурс фотографии именно такой) - остается загадкой.

Крейсер "Дмитрий Пожарский", 1956 год
Крейсер "Дмитрий Пожарский", 1956 год

Интересно, что приводится еще одно фото - легкого крейсера "Дмитрий Пожарский, которое датируется 1956 годом. Вот его можно было сделать в 1956 году, с борта любого корабля, который находился в гавани.

Может кто то располагает более полной информацией? В любом случае, эти фотография свидетельствуют только о том, что "фотограф" был на этих кораблях где-то среди льдов. Но, уважаемый Николай Платонович утверждает, что они сделаны с эсминца "Влиятельный", который каким то образом оказался в том районе.

Если вы помните, было упоминание, что в бухте Провидения крейсера второй экспедиции в 1956 году встретили два эсминца Камчатской флотилии, то есть до провидения эсминцы могли доходить и доходили, может быть среди них был и "Влиятельный", а упоминание о Камчатской флотилии - ошибка. Более того- в бухте Провидения льды бывают "серьезными". Но что делать эсминцу проекта 56 в проливе Лонга - не представляю.

Носовая артустановка "Влиятельного"
Носовая артустановка "Влиятельного"

Итак, подведем итог несколько сумбурного изложения фактов по воспоминаниям ветерана КТОФ, и сформулируем вопрос.
В судьбе эсминца проекта 56 "Влиятельный" есть несколько белых пятен, которые нельзя конкретизировать опираясь на воспоминания матроса-сигнальщика, который проходил на нем службу. Просим поделиться информацией по данному вопросу и высказать свое мнение как такое могло быть, если могло быть, конечно. Может кто-то из читателей служил в тот период на ТОФе, или встречал источники, где упоминается этот корабль.

Надеюсь к дискуссии подключатся родственники Николая Платоновича, его сын - Андрей Николаевич, и мы сможем уточнить данные исторические события. Более того, в дальнейшем мы сделаем попытку разобраться с еще несколькими моментами боевой службы эсминца "Влиятельный" и его экипажа. И главное - почтить память и выразить уважением за службу матросу-ветерану Тихоокеанского флота, который помнит свою службу и не соглашается с официальными датами.

Всем заранее спасибо! Ждем ваши комментариев и дополнений