Слово камуфляж означает "маскировка". Хотя маскировка есть понятие более обширное, чем манипуляции с красками. Вспомните ленточки на бескозырках. Я не застал ленточки с названиями кораблей или соединений, уже были в ходу надписи "Северный флот" или "Тихоокеанский флот" с соответствующей маркировкой на погонах "СФ" или "ЧФ".
Но необходимость скрывать перемещения кораблей между морскими театрами росла и на ленточках стали писать просто "Военно-морской флот", а на погонах одинокое "Ф", фэшка, как их называли моряки.
И только на бескозырках курсантов сохранялись названия их училищ.
Названия кораблей, нанесённые на корпус и бортовые номера хороши для мирного времени. Хотя, если посмотреть военные фотографии, то на некоторых флотах эти номера оставались на протяжении всей войны. Может потому, что если на флоте десятки, если не сотни однотипных кораблей, то нет смысла скрывать их перемещения. Другое дело, когда этих кораблей считанные единицы и за каждым ведётся пристальное наблюдение.
Такая маркировка исчезла с черноморских российских кораблей вскоре после начала СВО. Однако есть и другие способы их идентификации. Ну вот например по окраске антенных устройств:
Какой корабль на фото?
Причём я сейчас просмотрел десятки их снимков и на ещё довоенных, когда на "Адмирале Эссене" был и бортовой номер, и название, - тогда его антенные устройства были одного цвета с основной окраской
Зачем их покрасили в контрастный цвет - непонятно, но супостат зорко это замечает.
Но совсем недавно применена следующая ступень камуфляжа - изменение внешнего вида корабля. Такой метод применялся и в прошлую большую войну, да и в позапрошлую. Вот линкор "Бисмарк":
Оконечности его корпуса покрашены тёмным цветом, а на борту светлым колером нанесено изображение более короткого, плюс белые буруны после фиктивного носа и кормы. Момент окраски:
Тогда наведение орудий противника в основном производилось визуально и для обмана вражеских дальномерщиков это был неплохой способ. С развитием радиолокации он стал ненужным. Но вот наступили новые времена.
И противником, в частности, украинскими ВМС (или их остатками) стали применяться морские дроны, наведение которых на финальном участке осуществляется операторами визуально с помощью телекамер. И изменение внешнего вида кораблей становится опять актуальным. Вот что выкладывают наши бывшие "партнёры" благодаря спутниковой разведке, следящие за каждым нашим шагом:
"Один из двух находящихся в Черном море фрегатов класса «Адмирал Григорович» ВМФ России получил радикально новую окраску. Спутниковые снимки подтверждают, что нос и корма были закрашены. Темная краска, нанесенная поверх однородной серой схемы, призвана обмануть зрителя.
Попытка обманчивой маскировки, вероятно, является ответом на угрозу морских беспилотников ВМС Украины. Они используют камеры для идентификации цели. Возможно, эта схема предназначена для того, чтобы сбить с толку операторов беспилотников, чтобы они приняли ее за менее ценную цель".
"Вопрос о том, будет ли эффективен новый камуфляж, остается открытым. С точки зрения ВМФ России это лучше, чем ничего. Возможно, другие старомодные схемы камуфляжа, такие как ослепление, будут возвращаться до тех пор, пока дроны используют визуальное наведение. Однако ясно, что, несмотря на отсутствие потерь, ВМФ России по-прежнему серьезно относится к угрозе морских беспилотников."
А что там за "ослепление" такое? Об этом типе камуфляжа я писал ранее здесь:
Может ли краска спасти корабль
.............................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: