Найти тему

Аза Пальчикова. В окружении красоты. Воспоминания музейногоработника. Под редакцией Г. Филатовой. 2-е изд. Симферополь:Н. Орiанда, 2021

Воспоминания старейшего музейного работника Крыма Азы Павловны Пальчиковой (1931–2016), создателя музейных экспозиций в трех самых известных дворцах крымского Южнобережья: в Воронцовском, Ливадийском и Массандровском. Самым счастливым временем ее жизни, считает она, была работа с единомышленниками по воссозданию практически утраченных интерьеров Воронцовского дворца. С перерывами для работы в других музеях в Воронцовском дворце она проработала более 50 лет. Этот дворец, расположенный в Алупке у подножия горы Ай-Петри, по праву считается одной из жемчужин Крыма. В нем успешно соединились два архитектурных стиля: строгая английская неоготика и пышный восточный, неомавританский. После смерти первого владельца дворца светлейшего князя М. Воронцова (1856) дворец перешел к его близким родственникам. После революции дворец был национализирован и уже в 1921 году превратился в музей. В годы Второй мировой войны экспонаты спрятать не успели, многое вывезли оккупанты. Во время Ялтинской конференции (февраль 1945-го) во дворце останавливался У. Черчилль, вплоть до 1956-го здесь располагалась правительственная дача, часть музейных ценностей отправили в запасники. В 1955 году здесь решили открыть санаторий, и все экспонаты в приказном порядке роздали по музеям. Потом пришли к выводу, что помещение дворца не подходит для санатория и в нем следует организовать музей изобразительного искусства. Вот тог- да-то в мае 1957 года в Воронцовский дворец на должность заместителя по научной работе Министерством культуры была направлена Аза Пальчикова. Увиденное – выставка украинского народного и декоративно-прикладного искусства – шокировало. Экспонаты были чудесны, но в интерьеры не вписывались. Ярко-красные куманцы и керамические кувшинчики не смотрелись на фоне больших полотен Г. Робера, искусно вмонтированных в красивые резные рамы, и картины закрыли обтянутыми холстом щитами. В голубой гостиной развешанные на стенах купоны мужских сорочек и женских кофточек, выполненные в технике филейного шитья, закрывали прекрасную рельефную лепку стен. Посетители бунтовали: они хотели видеть картины и лепку. А. Пальчиковой удалось отстоять свое видение будущего музея: интерьерный дворец. Союзники нашлись и в партийных органах, и в Министерствах культуры – СССР и УССР, и в самом музее. Было поставлено одно условие: показать роль крепостных Воронцова в строительстве дворца. А. Пальчикова подробно рассказывает, как разыскивались и возвращались во дворец розданные экспонаты, как восстанавливались интерьеры дворца, как шла работа по сбору материалов о крепостных строителях дворца. Ей удалось установить немало интересного. Например, то, что в работе принимали участие потомственные камнетесы из воронцовских вотчин, что эти мастера из поколения в поколение предавали искусство возведения и рельефной отделки белокаменных соборов Владимира и Суздаля. А. Пальчикова дает описание интерьеров дворца, рассказывает о судьбах многих экспонатов, повествует о работе в Массандровском и Ливадийском дворцах. Музейные будни – это и экскурсионная работа, и визиты важных гостей, и работа в архивах, и постоянное повышение квалификации: конференции, поездки, командировки, встречи. И всегда рядом с ней самоотверженные, влюбленные в свою работу, во дворец люди. А. Пальчикова – прекрасный рассказчик, у нее цепкая память и хорошее чувство юмора. Как светлое, радостное, наполненное любовью время вспоминает она свое довоенное детство в Воронеже: самодельные елочные игрушки, обязательный в то время у каждого ребенка свой собственный плюшевый мишка, друзья детства. В Старом Осколе в доме бабушки и дедушки в эпоху все еще воинствующего атеизма состоялось ее знакомство с христианскими праздниками: дивные бабушкины блины на Масленицу, уникальные куличи и пасха на Пасху. Там дед первый раз повел маленькую внучку в церковь. «Аза, я хочу, чтобы ты узнала немного о нашей православной вере, о наших традициях. Я никогда не вмешивался в ваш семейный уклад, не противоречил твоим родителям – атеистам. Но ты – русская, ты должна знать хотя бы немного о нашей вере. Завтра я разбужу тебя очень рано, и мы пойдем с тобой в церковь. Ты знаешь, что мы с бабушкой всегда посещали церковь, но никогда тебя не брали. А завтра служба в церкви будет проходить в последний раз, потому что все церкви закрываются, и ты, быть может, никогда больше не сможешь увидеть церковную православную службу. Я хочу, чтобы ты запомнила ее». И она запомнила необычайный свет в высоком храме, чарующее пение, слезы не только старушек, но и молодых мужчин. А потом была эвакуация в Чкалов (Оренбург), нелегкая жизнь там, переезд в Борисоглебск, где она окончила и общеобразовательную, и музыкальную школы. С золотой медалью легко поступила в МГУ, где получила необычную специальность: историк, искусствовед, музейный работник. И вся ее жизнь оказалась связана с музеями, и больше всего в профессии искусствоведа ей нравились исследовательская работа и создание экспозиций. Первую свою экспозицию она формировала в Художественном музее Ульяновска, куда попала по распределению. Ей, единственному специалисту в городе, предстояло организовать отдел западноевропейской живописи из картин, переданных в музей в 20-е годы из национализированных имений, расположенных недалеко от города Симбирска. На приемке нового отдела комиссией с представителями горисполкома и горкома партии случилось непредвиденное. Картину неизвестного художника XVI века, где три прекрасные обнаженные женщины – Афродита, Афина и Гера – ждали, когда не менее прекрасный и тоже обнаженный юноша решит, кто же из них самая красивая, сопровождала табличка с подписью: «Академик Лысенко среди колхозников». Раму позаимствовали у другой картины, не сняв старую этикетку. После Ульяновска была работа в Ужгороде в Закарпатской картинной галерее. Не сложилось из-за событий в Венгрии 1956 года, расколовших дружный вроде бы коллектив на две враждебные группы. Оборвались отношения и с другом венгром, с которым они строили планы на совместное будущее. «Всю жизнь я работала в красивых дворцах, красивых интерьерах, красивых парках, меня окружали красивые произведения искусств. Я никогда не думала об этом, просто любила свою работу и хорошо ее делала. Но ведь действительно, именно эта красота всегда мне и помогала держаться в сложные времена». Аза Пальчикова участвовала во многих культурных событиях Южного берега Крыма до конца жизни.

Публикация подготовлена Еленой ЗИНОВЬЕВОЙ

НЕВА 9'2022 / Петербургский книговик