Автор курса «Дополнительные главы биологии. 7 класс» рассказывает о том, как создавался курс, сколько времени заняла его разработка и какой из этапов разработки оказался самым трудоёмким.
Как формировалась программа курса?
Наш курс устроен не так, как устроена школьная программа. В школе каждый год изучают что-то одно: сначала растения, потом животных, потом человека. Так может создаться ощущение, что, например, ботаника и зоология — это почти не связанные между собой дисциплины.
Нам же кажется, что взаимосвязи всего живого необходимо уделять внимание, поэтому мы идём от малого к большому — от клетки и её деления к понятию разных доменов жизни, вирусам, грибам, растениям. Так, программа курса — это своего рода синтез школьной программы, университетского подхода, олимпиад и различных учебников (прежде всего, «Биология Campbell») по общей биологии.
Какие главные этапы в создании курса можно выделить?
В нашем случае работа над курсом делится на следующие этапы:
Продумать темы. Нужно решить, какие разделы биологии и насколько глубоко следует разобрать на курсе, оценить необходимое число модулей. В общем, составить так называемое «дерево курса», где наглядно будет видно, что за чем следует. На этом же этапе нужно решить, насколько сложными будут задания.
Подбор лекторов. Преподавателей Сириуса и олимпиадных сборных — несколько десятков, но в биологии надо искать специалистов в конкретных областях. Как минимум надо подбирать специалистов в «полевой» [натуралистическая биология, которая изучает природу прежде всего в её естественном состоянии — прим. ред.] и «неполевой» [исследования на клеточном, биохимическом уровне, в том числе вирусология — прим.ред.] биологии. Узких специалистов больше, общих – меньше, но в рамках курсов нам важно не слишком уходить в частности, соблюдать баланс.
После этого начинается работа над сценарием модулей — это огромный совместный труд преподавателей и методистов. Разрабатываются задачи и упражнения.
Затем — съёмки.
Отрисовка иллюстраций. В нашем курсе они специфические и сложные, поэтому необходимо тесное взаимодействие лектора, методиста и иллюстратора.
Иллюстратор, кстати, тоже биолог!
Монтаж видео и загрузка материалов курса на Сириус.Курсы.
Оценка экспертами. После того, как модуль готов, все видеолекции и задачи к нему отдаются на проверку эксперту. Эксперты — преподаватели вузов и научные сотрудники разных профильных НИИ. Даже модули по одной биологической дисциплине, например, ботанике, рецензируют несколько разных экспертов: одни модули — специалисты по анатомии растений, другие — специалисты по морфологии растений и так далее.
Доработка материала по комментариям экспертов.
Какой из этих этапов самый сложный?
Здесь всё зависит от темы. Бывает, что сложно разработать материал, а бывает, что иллюстрации оказываются очень детальными, так что много сил и времени уходит на этот этап.
Как происходит работа преподавателей над курсом: скорее командно или индивидуально?
Благодаря тому, что команда небольшая, с лектором мы [методисты], как правило, обсуждаем предварительный концепт и подтемы. Все остальные детали лектор прорабатывает сам и общается с методистом, чтобы всё было последовательно и логично. Важно продумать, как будут выглядеть лекции и задачи, насколько они будут сложными. Бывает, что методист что-то убирает или просит добавить. И, конечно, очень многое обсуждается на этапе доработки курса.
Что вы хотите видеть конечным результатом создания курсов?
Общебиологическую грамотность школьников. Хочется помочь организовать знания школьников, чтобы любой биологический факт мог встроиться в систему знаний. Важно сформировать биологическую базу как можно полнее и как можно раньше.