Вероятно, если бы СССР существовал, то к 125-летию художника вышел бы альбом в серии «Мастера советской карикатуры». А так... Но всё же ничто не мешает нам вспомнить Юлия Ганфа (1898—1973), которому в этом июне исполнилось 125 лет.
Художник — это прежде всего его произведения. Борис Ефимов писал о них так: «Изобразительный язык Ганфа предельно ясен и чёток, чужд малейшей небрежности, неряшливости, невзыскательности. Работы художника характерны именно своей подчёркнуто тщательной, подчас филигранной законченностью, трудолюбивой отшлифованностью аксессуаров и деталей, объёмной пространственностью, почти живописным цветовым решением».
Ну, а мы к этому добавим, что многие рисунки Ганфа смотрятся на редкость злободневно и сегодня. Например:
Рисунок 1949 года
На Юлия Ганфа была такая эпиграмма:
Международный капитал
Симпатий к Ганфу не питал.
Зато сюжетами питал
И до сих пор ещё питает.
А этот рисунок 1967 года называется «Интервенция 1918 года»:
И поневоле напрашивается вопрос: а что изменилось-то? Ах, ну да, нынче ковровую дорожку «международному сообществу» раскатывают немного в других цветах. А в остальном... Но какого же, пардон, рожна те, кто нынче вроде бы против интервенции 2.0, так старательно почитают тех самых, кто всеми силами помогал интервенции-1918?.. Они ничего не перепутали?..
«Героизм и человеколюбие проявляют солдаты в Южном Вьетнаме». 1960-е
Эскалация. Из серии «Эстафета преступлений». 1967
Рисовал Юлий Ганф и на внутриполитические темы, разумеется. Вот это рисунки такого ряда, хотя серия называлась «Наши за границей»:
1928 год. «Через край. — Господин советский гражданин, купите газетку!..
— Откуда ты взял, что я советский?!
— Да уж очень вы под буржуя разукрасились... Разве наши так одеваются?»
1928 год. «— Что же вы, товарищ дорогой, здесь засели... Вы же специалист по тканям. — Нет, я — по коже».
Но не всегда Ю. Ганф работал в реалистической манере. Из его ранних рисунков 1920-х годов:
Кокаин. 1924 год. Журнал «Красный перец»
Ещё рисунки Ю. Ганфа:
1929 год. «"Свой парень". (В семье нэпмана). — А ведь и коммунисты бывают хорошие... Взять хоть нашего управдома, — сколько он нам добра сделал! И заборные книжки выхлопотал, и квартплату берёт как с безработных, и от выселения спас. Жаль, что мало их таких в партии».
1934 год. «— Чего же вы голову не рисуете?
— Подождём результатов чистки. Может быть, другую голову придётся пририсовать».
1949 год. Журнал «Крокодил». «В американской ночлежке. – И так тесно живём, а тут придётся ещё потесниться: для Чан Кай-ши место требуется!». Среди «дежурств по ночлежке» обозначены «его величество король Михай», «его величество король Эммануил», «пан Миколайчик», Керенский, Миклош Хорти и Ференц Надь. Над входом объявление: «За несданные на хранение короны и др. вещи американская администрация не отвечает!».
1936 год. «На кладбище буржуазных свобод»
1932 год. «Капиталист: — Если б я не знал, что это микроб войны, я бы сказал, что он мне кого-то ужасно напоминает».
А вот здесь художник ошибся, то был не нокаут, а только нокдаун:
1969 год. Журнал «Крокодил». «Нокаут навечно». Рефери отсчитывает годы со дня нокаута российского капитализма. Помимо прочего, это одна из последних прижизненных карикатур на А.Ф. Керенского (он изображён в левой части рисунка)
1927 год. «В 1820 году. Всеузкомпом выпустил календарь, в котором указано, что 8 января 1820 года т. Будённый со своей конницей занял гор. Ростов.
— Ваше превосходительство! Будённый с красной конницей приближается к Ростову.
— Откуда?! Кто разрешил?!
— Гублит разрешил! В количестве ста тысяч экземпляров!»
Здесь подробно разбирал карикатуру Ю. Ганфа 1925 года «Музей самодержавия».