Найти тему

ЗАПАХ ПРЕСТУПНИКА СКВОЗЬ ГОДЫ

Важнейшей задачей при расследовании любого преступления является сбор и исследование вещественных доказательств, обнаруженных на месте преступления. Наибольшее значение в раскрытии преступлений имеют объекты (предметы) или следы, которые позволяют идентифицировать лицо, которым они оставлены - это следы рук, принадлежность которых устанавливается по рисунку папиллярного узора; биологические следы человека: кровь, сперма, потожировые следы и клетки эпителия (в данном случае идентификация производится по генетическому профилю лица). Еще одним идентификационным следом являются запаховые (ольфакторные) следы человека. Они так же уникальны и неповторимы, как и узоры на пальцах рук. Запах человека – это единственный след, который всегда остается при совершении преступления и его своевременное изъятие, надлежащая консервация и наиболее полное использование в качестве материального источника информации повышает шансы раскрытия неочевидных преступлений, изобличения виновных лиц и качественного расследования уголовного дела.

Следы запаха человека ни визуально, ни с помощью каких-либо технических средств на месте происшествия не обнаруживаются. Поэтому залогом успешного проведения экспертизы запаховых следов служит точное установление в процессе осмотра места происшествия тех предметов, на которых могут находиться следы запаха и соблюдение методики их изъятия.

Благодаря возможностям современной ольфакторной судебной экспертизы, а также слаженным следственным действиям и оперативно-розыскным мероприятиям удалось привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее особо тяжкое преступление против личности в 1994 году.

-2

В августе 1994 года в одной из квартир по улице Морозова города Сыктывкара вернувшаяся из рейса женщина, которая работала проводником поезда и несколько дней отсутствовала дома, обнаружила тело своей пятнадцатилетней дочери с признаками насильственной смерти.

В ходе первоначальных следственных действий было установлено, что девушку перед удушением пытали, прижигали ее тело сигаретами, связали руки и ноги поясками от платья. Из квартиры пропали различные вещи.

В поле зрения правоохранителей сразу же попали два уроженца Республики Молдовы по фамилиям Г. и Б., которые приехали в Сыктывкар на заработки, случайно познакомились с потерпевшей Р. в компании общих знакомых. После произошедшего с Р., Г. и Б. выехали из Сыктывкара в Москву, а затем и за пределы России, установить точное их местонахождение не удалось.

На месте происшествия в квартире были обнаружены различные следы преступления – бутылки и посуда со следами рук, окурки, одежда убийц, пояски, которыми были связаны руки и ноги Р.

После первых допросов матери и знакомых Р. стало понятно, что преступление в отношении Р. совершено Г. и Б. Были установлены свидетели того, как злоумышленники продавали на рынке вещи из квартиры Р. Часть вещей удалось отыскать, позже мать Р. опознала их. Также были установлены и подруги потерпевшей, которые видели, как Г. и Б. приходили к ней в квартиру, между девушкой и молодыми людьми происходили ссоры.

В 1994 году в ходе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий установить местонахождение Г. и Б. не представилось возможным, им заочно было предъявлено обвинение в убийстве, они были заочно арестованы и объявлены в международный розыск. Предварительное следствие по уголовному делу было приостановлено.

-3

В 2020 году при пересечении границы Украины и Польши таможенным контролем был остановлен мужчина по фамилии П. При проверке следов его рук было установлено, что в базе данных разыскиваемых преступников следы рук П. числятся за Г., совершившим преступление в 1994 году в городе Сыктывкар. По каналам Интерпола от польской стороны были получены сведения о предъявленном Г. паспорте, фотографии, а также его дактилоскопическая карта с отпечатками пальцев рук. По результатам дактилоскопического исследования установлено, что следы пальцев рук, обнаруженные на месте преступления, совпадают с отпечатками пальцев рук П, представленными правоохранительными органами Республики Польша. Также по представленным фотоматериалам проведено дополнительное портретное исследование, согласно выводам которого Г. и П. являются одним и тем же лицом. На основании представленных российской стороной документов, подтверждающих причастность Г. к совершению преступления в отношении Р., злоумышленник был задержан властями Польши и экстрадирован в Российскую Федерацию для осуществления уголовного преследования.

С первых допросов Г. признался, что был в квартире Р. вместе с Б., что похищал вместе с ним вещи и продавал их на рынке. Но отрицал, что он принимал непосредственное участие в убийстве. Гр-н Г. достоверно знал, что в 2004 году в Молдавии гр-н Б. скончался от болезни.

-4

С целью установления истины по уголовному делу, проверки версии Г. было проведено значительное количество следственных действий, в том числе допрошены более 20 свидетелей, проведено порядка 10 судебных экспертиз (дактилоскопические, генетические, судебно-психиатрические, судебно-медицинские, портретная, экспертизы запаховых следов человека), проведены выемки, осмотры, очные ставки, опознания.

В ходе проведения опознания в 2022 году одна из близких подруг Р. опознала Г., как молодого человека, который приходил в квартиру Р. вместе с Б.

Проведенной портретной экспертизой было установлено соответствие фотоизображения П. с фотографиями Г. в молодости, таким образом, была достоверно установлена личность Г., поскольку документов, удостоверяющих его личность, в распоряжении следствия не имелось. На протяжении нескольких лет Г. жил по поддельным документам гражданина Украины на вымышленную фамилию П.

Выводы дактилоскопических и генетических экспертиз говорили о том, что следы рук Г. и Б., а также их биологические следы оставлены на различных предметах в квартире Р.

Проведенным психофизиологическим исследованием с использованием полиграфа были установлены реакции Г., которые свидетельствовали о его непосредственном участии в совершении убийства.

Сам же обвиняемый Г. на допросах по-прежнему настаивал на том, что он был в квартире Р., помогал Б. похищать вещи, но непосредственного участия в убийстве не принимал, в момент убийства спал.

Тогда следствием было принято решение провести по пояскам, которыми были связаны руки и ноги Р., судебные экспертизы запаховых следов человека (ольфакторные судебные экспертизы). В качестве образца запаха Г. экспертам был предоставлен образец его крови. В результате проведенной экспертизы предположения органов следствия нашли свое объективное подтверждение в ее выводах, согласно которым на исследованных вещах обнаружены запаховые следы, как умершего Б., так и Г. На ткани же, которой связывались руки и ноги потерпевшей, запах присутствовал только Г. Это, в том числе, позволило подтвердить факт его участия в убийстве и явилось важным доказательством вины.

В связи с изложенным следует отметить особенности подобной экспертизы. При принятии решения о последовательности и возможностях получения экспертным путем идентифицирующих результатов учитывается, что кровь является хорошим «консервантом» запаховых следов человека. Несмотря на то, что кровь обладает личным запахом потерпевшего, она интенсивно впитывает и консервирует в себе при высыхании запаховые следы не только преступника, но и других лиц, чей запах мог остаться на предмете (объекте) при соприкосновении. При этом метод ДНК-анализа в данном случае, бесполезен, а запаховый (ольфакторный) имеет расширенные возможности в идентификации от 2 до 26 лиц в смесях следов пота и крови. «Законсервированные» кровью жертвы запаховые следы преступника могут сохраняться длительное время. Ольфакторную информацию можно получить из следов потожировых выделений, а также крови человека.

По результатам расследования уголовного дела Г. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п.п.«а», «н» ст.102 УК РСФСР, уголовное преследование в отношении Б. прекращено в связи со смертью. Г. до последнего настаивал на своей линии защиты и вину по предъявленному обвинению не признал.

На основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей приговором Сыктывкарского городского суда 49-летний Г. признан виновным в убийстве, совершенном из корыстных побуждений, группой лиц по предварительному сговору, ему назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Приговор суда вступил в законную силу.