Алёнка открыла глаза, убрала со своего лица ручонку младшего брата, потянулась на пуховой перине, откинула лоскутное одеяло, села и свесила ноги. По случаю малолетства и малогабаритности дети вмещались втроём на одной кровати.
Братья ещё спали. Семилетний Вовка у стенки, посредине кровати раскинулся четырёхлетний Игорёк, забросив левую руку и ногу на старшего брата. Над кроватью, на белёной стене висел небольшой тонкий коврик с нарисованными медведицей и тремя озорными медвежатами. У них в лесу тоже наступило утро.
Бабушки в доме не было. Тишину нарушало громкое тиканье настенных ходиков. Короткая стрелка подобралась к цифре семь. Гирька часов, похожая на шишку, на длинной цепочке опустилась почти до пола, вторая подобралась под самый корпус часов.
В окошко через белую короткую шторку перепрыгивали лучики солнца и падали прямо на стол, на котором стояли кувшин с молоком, три чашки и тарелка с нарезанным чёрным хлебом.
- Типа-типа-типа!.. – послышался со двора голос бабушки.
Алёнка, как с горки, сползла с высоченной перины прямо на домотканый разноцветный половичок, лежащий у кровати, при этом чуть не наступив на трёхцветную кошку Мурку, которая, жмурясь, вылизывала заднюю лапу. Она строго посмотрела на девочку: «Поосторожнее, пожалуйста!» - подмигнула и продолжила своё занятие. Девочка погладила кошку, подошла к часам, дотянулась до верхней шишки и по-хозяйски потянула её вниз, как показывала бабушка…
Во дворе два десятка разноцветных кур с красным петухом в центре выстукивали с земли зёрнышки, щедро посыпаемые бабушкой.
- Доброе утро, бабулечка! – звонко поздоровалась внучка.
- Ой! Ужо и подскочила, стрекоза! Спозаранку-то! Спала б ишо!
- Не могу, у меня сны закончились, а без них скучно спать. Во дворе интереснее. Здесь курочки так смешно клюют! По одному зёрнышку, тук-тук-тук!
- Да уж! Курочка по зёрнышку клюёт, да весь двор в помёте!
- Бабушка, а можно я тоже покормлю?
- А ты умылась? Зубки почистила?
- Нет ещё.
- Ну так ступай, умойся у начале. Тама, у рукомойника, мыличко, щётка твоя, зубной порошок, полотенчико висит. Всё приготовлено, тебя ждёт. Да и оденься! Что ж ты в одних трусах будешь курей кормить? Они со смеху попадають. А вот как умоешься, я тебе косички заплету, тады возьмём миску да пойдём с тобой в курятник яички сбирать. Глазунью вам на завтрак сготовлю.
- И Пеструшку проведаем, а то ей там скучно одной, - подсказала внучка.
- И Пеструшку проведаем, - согласилась бабушка.
Алёнка мухой переделала утренние дела и предстала перед бабушкой умытая, в синем сарафанчике.
…В сумраке курятника не сразу можно было разглядеть сидящую на гнезде наседку. Сначала они услышали тонкое попискивание, и только потом Алёнка разглядела две пушистые макушки чёрного и жёлтого цвета, торчащих из-под Пеструшки.
- Они вылупились!!! Бабушка! Ой какие потешные! – детской радости не было предела, - А можно их на ручки взять?!
- Погодь-ка трохи! Сейчас мы коробку найдём, цыплятам новое гнездо соорудим, грелочку им положим вместо квочки. Перенесём вылупившихся, сегодня простоквашей подсахаренной покормим, а завтра сварим им яичко, с кукурузной мукой смешаем да пшенички запарим. А Пеструшка сёдни щё здеся посидит, глядишь, других высидит. Как перенесём, тады и подержишь, а здеся нельзя. Пеструха не даст. Она же мамка ответственная, никому своих дитятей добровольно не доверит.
- Прям, как у людей! – восхитилась Алёнка, - А своей маме, их бабушке, она может своих цыплят доверить?
- Поди ж ты тепереча разбери, где тут её мамка. У кур память короткая. То ж не человек тебе. Хотя и средь людей энтакие коротко-памятные попадаются. Выпорхнут из гнезда, и тропка в родительский дом быльём зарастает.
- Бабушка, у меня не зарастёт тропка! Я всегда тебя буду помнить!
- Хорошо, детка, поживём – увидим. Надеюсь, что так оно и будет.
- Ой! Гляди, бабушка, ещё один из-под крыла выглядывает! Можно я побегу мальчишек разбужу? Пусть тоже поглядят на цыплят!
- Ну, беги, сзывай свою ватагу!
Когда детские восторги улеглись, глазунья была съедена, молоко выпито, пришёл дед Васятка, бабушкин брат, привёл печника, чтобы тот проверил печь, чего это она дымит? Взрослые остались в доме, а детвора высыпала во двор. Покачались на качелях, поиграли в догонялки. День тянулся и тянулся. Чем заняться? Тут Вовка предложил:
- Айда за огурцами? Тут рядом такие здоровенные растут, и никто не собирает. Бабушке принесём, вот она обрадуется!
- Да! Давайте! – Подхватил младший Игоряшка.
- А вдруг они чьи-то? – засомневалась Алёнка.
- Да ничьи они! Огород весь зарос. Идём, сама позыришь!
…Дети лежали под лопухами и смотрели на огромное огуречное поле. Солнце пекло нещадно, но от земли шёл холодок. Огуречные плети стелились по земле, пупырчатые огурцы разных размеров выглядывали из-под резных листьев, кое-где жёлтые цветочки украшали зелёную поверхность. Между огурцами возвышались зонтики укропа.
- Вот, видите? Никого нет!
Огуречное поле заканчивалось кустами смородины и крыжовника, дальше, в далеке, в тени сада стоял небольшой дом, крашенный в зелёный цвет.
- Видите, вон, прям перед нами какой огроменный лежит? Сейчас я его сорву! - Вовка наполовину вылез из укрытия и дотянулся до ближайшего огурца. Сорвав его, он спрятался обратно в лопухи, - Ой! Колючий какой! Давайте сначала попробуем, вдруг он не вкусный, тогда и рвать не стоит.
Огурец оказался сочный, но с горчинкой. Вовка повторил вылазку, следом осмелели и Игоряшка с Алёнкой.
- Это что вы там творите, бандюки треклятые?! – от дома спешила хозяйка с вилами в цветастом платье, - Убью сейчас!
- Полундра! Атас! Бежим! – дал команду Вовка, но и без команды младшие брат с сестрой, побросав огурцы, уже задали стрекоча прочь от опасной старушки.
Подбегая к своему дому, они в три голоса кричали:
- Бабушка! Бабушка! Спаси! За нами тётенька с вилами гонится!!!
- Какая тётенька? Зачем гонится? – выбежала в сенцы бабушка.
- Из зелёного дома! Мы у неё огурцы хотели нарвать!
- Ай-я-я-яй! – всплеснула руками бабушка, - К Наське-разбойнице забрались! Да она же вас поубивает за то!
- Она так и сказала, что убьёт!
- А ну-тка, бегом в сени да шустро на сеновал шмыгайте! - Бабушка зашла за вбежавшими детьми в дом, подставила длинную лестницу к чердаку, и внуки в момент взлетели наверх. Бабушка поскорей убрала лестницу. Дети замерли наверху, боясь пошевелиться, чтобы не шуршать соломой. Только сердечки предательски громко стучали. Приставшие к трусам и платью репейники нещадно кололись.
В это время дверь распахнулась и в сени, с вилами наперевес, влетела разъярённая преследовательница под кликухой Наська-разбойница:
- А ну, Аленух, выдавай свою шоблу! Поубиваю ща их! Весь огород мне затоптали, ироды!
- Да ты што, Наськ, иде ж я тебе их возьму? Да и не они это, може, вовсе. Мои-то с полчаса на станцию за пирожками утопали. Щё не приходили.
- Как не твои?! К твоей избе стрекатнули.
- Мало детворы што ль у деревне?
- Воров прикрываешь? А ну, пусти у дом, сама погляжу!
- Да проходи, мне скрывать нечего.
Женщины зашли в комнату. Детвора свесила головы и с опаской посмотрели вниз. Дверь скрипнула. Женщины снова вышли в сенцы:
- И усё-таки твои это бандиты.
- Ну, коль мои, я сама им трёпки задам. Погодь, придут, отлуплю так, что места живого не будет.
- Ну, ладно, - удовлетворилась Наська-разбойница обещанной экзекуцией.
Прошло минут пять, после ухода гостьи прежде, чем сорванцы решились свесить головы с сеновала.
Бабушка, проводив гостью, вернулась в дом и строго посмотрела на три свесившихся мордашки.
- Вот оставлю вас на чердаке до приезда родителей, будите знать! - пригрозила кулаком бабушка, - Ишь, чаво удумали - огурцы у Разбойницы воровать! Она ж безбашенная, и впрямь убить может!
У Игоряшки от пережитого страха и боязни остаться навсегда на сеновале, затрясся подбородок и закапали слёзы.
- Аааааа! – не выдержав, заревел он в голос, - Бабушка, я не хочу жить на сеновале, пусти нас вниз!
У Алёнки тоже защекотало в носу, и она всхлипнула.
- А будете ещё по чужим огородам лазить?
- Не будем! – хором ответили внуки.
- Ну, тады ладно, слазьте, горемыки мои!
Бабушка приставила лестницу к сеновалу.
- А ты нас лупить не будешь? – на всякий случай поинтересовался Вовка.
- А что вас лупить? Через попу ума не прибавится. У разумных людей на то, чай, кумекалка имеется.
Слезать вниз было страшно. Лестница оказалась бесконечно длинная и неустойчивая, ступеньки угрожающе поскрипывали. И как это они этого не заметили, когда вверх взбирались?!
- Как же вы так опростоволосились-то, позорники?
- Бабушка, мы же не думали, что она нас застукает! - сокрушался Вовка.
- То есть, если б не застукала, то не стыдно с чего огорода огурцы красть?
- Так мы же и не крали вовсе! Мы прямо с земли огурцы собирали! Их там столько! Видимо-невидимо! Ей столько самой ни в жисть не съесть! Они бы так и так пропали, - рассуждала Алёнка.
- А вам до того какое дело? Это разве ваша заботушка? Запомните себе раз и навсегда: Лучше по миру сбирать, чем чужое брать! Вор не бывает богат, а бывает горбат!
- А почему горбат? – удивился Игорёк.
- Потому что, всё равно, попадётся и поколотят.
- Я не хочу быть горбат, - опять собрался плакать Игорёк.
- А не хочешь, так живи по совести! Береги честь смолоду, а платье снову.
- Бабушка, а почему эту бабушку разбойницей называют? спросила Алёнка.
- Потом расскажу. А вы чего ж на чужие-то огурцы глаз наметили? Своих что ль мало?
- Так наши маленькие ещё, - резонно заметил Вовка.
- Маленькие от того, что поливаем редко. А вот если вы мне подсобите, мы их почаще поливать будем, они быстрее и вырастут.
- Подсобим, бабушка! – внуки были готовы на всё, лишь бы бабушка забыла про их проказы.
- Ну коли так, то пойдём, выдам вам ведёрки да лейки. Из бочки начерпаю вам отстоянной водицы и пойдём поить огурчики.
…Дети гуськом следовали за бабушкой в огород, каждый с маленьким ведёрком или лейкой. Солнышко уже наполовину скатилось к земле, зной спадал.
- Вы, детвора, запомните народную мудрость: На чужой каравай рот не разевай, а поране вставай, да свой затевай! Сейчас огород польём да к печи пойдём, достану муку, блинцов напеку.
- Урааа! - Дети ускорили шаг, в предвкушении вкусного ужина.
- Сёдни ещё на улице сготовлю, а завтра печь наладят, ужо и в доме готовить можно будет, если вдруг дождь нахлынет.
Алёнка поливала из лейки огурчики. Под защитой бабушки она ощущала себя спокойно и уютно. Завтра они пересадят квочку с цыплятами в новое гнездо. Она вместе с бабушкой будет кормить их мелко порезанными яичками. Бабушка разрешит подержать цыпляток в руках! Опасность быть побитой, а то и убитой страшной старухой с вилами осталась позади. Впереди ждали только радостные дни, потому что теперь Алёнка чётко знала, как надо жить, чтобы не попадать в неприятности! Просто всё делать по совести и беречь свою честь. То есть, в чужие огороды не лазить и у наседок яйца не таскать. Когда знаешь правила игры, просто соблюдай их, и всё будет хорошо!
Алёнка не предполагала, что в жизни не всё так просто. Этим летом её ждало ещё столько впечатлений, открытий и опасных приключений, что хватит потом на целый том воспоминаний!
21.06.2023
Спасибо, дорогой читатель, что дочитали рассказ! Надеюсь, он Вам понравился. Интересно, перекликается ли детство Алёнки и её братьев с Вашим детством? Пишите! Буду рада Вашим откликам. И подписывайтесь, потому что продолжение следует! Ведь лето в самом разгаре! Продолжение здесь! ЖМИ!
#летовдеревнерассказ
#рассказпрожизнь
#бабушкаивнуки
#леналещенкожизньврифму
#огурцынагрядке