Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Балтийск-Пиллау (ч.2/3): «Маленький Амстердам», русская и французская оккупации и «Золотой век» объединенного города.

На начало XVIII века Новый Пиллау стремительно растёт как крупный порт и торговый населённый пункт. Здесь появляются жилые кварталы, магазины и конечно же какой город моряков без трактиров – их насчитывалось более 50. В 1718 году Пиллау посетил король Фридрих Вильгельм I, который был поражён стремительным ростом и называет Пиллау «мой маленький Амстердам».

Открытка из Пиллау.
Открытка из Пиллау.

18 января 1725 года правитель выдает Пиллау городские прав и герб, на котором изображён элемент процветания исторической рыбацкой деревни – осётр с короной. Правда, к этому моменту осётра становится в разы меньше, а скоро он и вовсе покинет акваторию Пиллау ввиду загрязнения воды торговыми и военными судами. «Осетровая изба» в Пиллау будет закрыта в 1814 году, а последнюю «царскую рыбу» выловят в 1926 году, чему несказанно удивятся.

-2

Изменение статуса было необходимо для повышения привлекательности населённого пункта, ведь в этот период Фридрих Вильгельм активно привлекал в Восточную Пруссию новых жителей – способ улучшить демографию после Великой чумы. В 1732 году в Пиллау прибыло несколько десятков судов с беженцами из Зальцбурга.

Цитадель Пиллау.
Цитадель Пиллау.

В июне 1757 года город вновь становится важной частью военной стратегии противника. На этот раз на дворе была Семилетняя война, а врагом оказалась Российская империя. Русский флот заблокировал Балтийское побережье, нанеся серьёзный экономический удар. В январе следующего года армия под руководством Виллима Фермора вошла в Кёнигсберг, а Восточная Пруссия – в состав империи Елизаветы Петровны. В Пиллау разместился русский гарнизон. По распоряжению генерал-губернатора Корфа началось строительство 450-метровой Русской дамбы, которая должна была защищать гавань в зимнее время от волн и льда. Сейчас мы знаем её как Русскую набережную.

Тем временем жизнь на косе.
Тем временем жизнь на косе.

В июне 1807 года Пиллау вновь в осаде. На этот раз цитадель окружена войсками Наполеона, которые не смогли её взять и отступили после заключения Тильзитского мира. После тех событий слагались легенды о коменданте крепости фон Геррманне, каждый день начинавший и заканчивавший словами «Пруссия или смерть», а спать ложившийся … в гроб.

Во время оккупации в цитадели размещался французский гарнизон, который вынужденно содержало население Пиллау. В 1813 году жители были так рады бегству французов, что даже подсветили им путь по льду залива в сторону Бальги огнём маяка.

-5

В 1802 и 1818 годах Пиллау вновь содрогался от ужасных штормов. Огромные льдины заполоняли центральные улицы, снося всё на своём пути. В Кёнигсберге выпустили специальную медаль в память о тех событиях. Регулярно город навещала и эпидемия холеры – спутник портовых городов.

-6

В 1816 году был построен объект, который является главным символом города до сих пор – новый маяк. По одной версии его архитектором является Карл Шинкель, по другой – гидроинженер Шульц. Его высота – 33,28 метра. В 1816 году открывается Навигационная школа. Снимаются ограничения на сбор янтаря и перемещения по берегу, что даёт толчок к развитию курортов.

-7

Со второй половины XIX века Пиллау стали называть «морскими воротами», это произошло благодаря работе величайшего кёнигсбергского инженера Готхильфа Генриха Людвига Хагена. С 1826 года он служил в Пиллау в должности инспектора порта и дамб. Это он провёл работы по укреплению берега и улучшил безопасность судоходства посредством строительства молов (в 1883 году завершено строительство Северного, в 1887 году - Южного) из огромных валунов, скреплённых между собой железными якорями, песком и цементом, что защитило фарватер входа в гавань от непогоды, а пролив избавился от проблемы размыва и обмеления, глубина пролива выросла с 3 до 9 метров. За эти достижения Хаген получил звание почётного гражданина Пиллау, а после смерти, в 1887 году на Русской набережной в его честь установили монумент.

Мол Пиллау
Мол Пиллау

Любопытный факт. В 1839 году немецкий композитор Рихард Вагнер должен был тайно отплыть из Пиллау в Лондон на паруснике «Тетис», однако из-за шторма пришлось вернуться, только выйдя из порта. Эти переживания так повлияли на творческую личность, что стали темой матросской песни в опере «Летучий голландец».

-9

В 1865 году появляется железнодорожное сообщение между Кёнигсбергом и Пиллау. Здесь открывается яхт-клуб и проводятся первые в Восточной Пруссии регулярные регаты.

-10

В 1866 году была построена кирха для реформистов Пиллау. Красивое здание из обожжённого кирпича в готическом стиле – единственный сохранившийся до наших дней культовый храм города.

Городская казна является второй в Восточной Пруссии, что позволяет превратить Пиллау в крепость: по примеру Кёнигсберга, к 1889 году по периметру города возводится кольцо из трёх фортов (Восточный, Западный, Штиле).

-11

Если вторая половина XIX века стала золотой эпохой Пиллау, то век двадцатый сразу начался с серьёзного потрясения. 1 ноября 1901 года был запущен Кёнигсбергский морской канал, который позволял судам идти напрямую в столицу Восточной Пруссии и был незамерзающим в зимнее время.

Почтамт.
Почтамт.

Скорее всего именно экономические трудности подтолкнули муниципалитет к давно напрашивавшемуся объединению в единый город. В 1902 году одним целым стали территория бывшего Вограма и Старый Пиллау, через год к ним присоединился Новый Пиллау с крепостью. Были построены новые здания суда, почтамта, женской школы, реальной гимназии.

-13

Бургомистр Пиллау Эндер искал новые направления для развития. Так было открыто «Туристическое бюро Пиллау», стали издавать путеводитель для туристов, каждый год проводился тематический «Праздник моря», возродились ярмарочные дни.

-14

В 1910 году, в дополнение к лютеранской и реформатской, свои двери открыла католическая кирха с лиричным названием «Мария Морская звезда». Это был единственный храм Пиллау с башней.

-15

Флотский союз предложил установить в Пиллау памятник легендарному Великому курфюрсту, что нашло поддержку у немецкого кайзера и 19 июля 1913 года на площади у маяка была открыта скульптура, перевезённая из Берлина. Среди гостей торжественной части присутствовал представитель Вильгельма II, генерал армейского корпуса фон Клук, а также военные моряки крейсера «Штутгарт». В 1943 году статую отправили на переплавку ради военных нужд, но она чудом сохранилась и в 1955 году была установлена в Эккернфёрде. В этом городе после войны образовалась большая диаспора бывших жителей Пиллау, успевших эвакуировать.

-16

К новой эпохе в истории Германии и Восточной Пруссии Пиллау подходил в статусе города, объединённый и обновлённый, а главное - живущий гражданской жизнью. Но скоро, к сожалению, всё изменится.

Продолжение истории вы можете прочесть в книге Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области. Запад», которую можно приобрести отправив заявку на почту автора, либо через сайт проекта:
- Эл.почта для заказа:
knowprussia@yandex.ru
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws

-17

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

P.S.: Подборка статей «История Балтийска-Пиллау»:
- Часть 1/3: от «осетровой избы», через пролив «данный богом» к шведской цитадели и первому прусскому флоту Великого курфюрста.
- Часть 2/3:
«Маленький Амстердам», русская и французская оккупации и «Золотой век» объединенного города.
- Часть 3/3:
«осетровый город» хотел быть мирным, но за него всё решила география и политика.

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.