Хюррем стояла перед зеркалом и примеряла новый тюрбан алого цвета, идеально подходящий к кафтану, расшитому золотой нитью и украшенному изображением царственного тюльпана. К нему она прикрепила золотой соргуч с рубинами, изумрудами и дорогими перьями цапли. Ей так хотелось порадовать падишаха, ведь именно он преподнес ей такой красивый подарок перед отъездом. И сегодня как раз подходящий день, Сулейман после долгой разлуки ждет ее в своих покоях.
К сожалению, из личных вещей легендарной султанши осталось не так много, большая часть из них пропала после пожара в Старом дворце. Почти ничего не сохранилось и из гаремных записей о том, чем владела возлюбленная султана Сулеймана. Однако некоторые из вещей султанши все же хранятся в Топкапы в Стамбуле среди украшений, утвари, мечей и доспехов других членов Османской династии.
В сериале «Великолепный век» показали, что Хюррем обладала прекрасным вкусом, она носила платья из дорогих тканей ярких оттенков и роскошные украшения. Однако реальные наряды возлюбленной султана отличались от показанных в сериале.
В те далекие времена высокий социальный статус женщины подчеркивался количеством одежды и украшений. Чем беднее была женщина, тем меньше на ней было одежды, богатые же госпожи старались максимально прикрывать свое тело закрытыми нарядами. Поскольку мода в Османской империи не менялась до XIX века, можно примерно предположить, как одевалась Роксолана.
В качестве нижнего белья султанша использовала шаровары с золотой вышивкой, поверх которых надевала длинную рубашку энтари из нежнейшего шелка. На «сорочку» любимица падишаха надевала платье елек с золотыми узорами и пышными рукавами, а уже на платье – кафтан, который мог быть украшен вышивкой в виде тюльпанов – символа Османской династии. Чтобы подчеркнуть талию и бедра, госпожа носила широкий ремень с пряжкой, отделанной драгоценными камнями, чаще всего рубинами или изумрудами.
Короны, как у европейских знатных особ, у султанши не было, лишь головные уборы – тюрбаны, украшенные соргучом из золота с драгоценными камнями и перьями павлина, сокола, страуса или цапли, последние считались наиболее ценными и красивыми. Для каждого торжественного события предназначался свой головной убор.
Кроме этого, султанша носила налобные повязки кашбашты с растительным орнаментом, вышитые своими руками. Хюррем была прекрасной рукодельницей и действительно обладала утонченным вкусом, многие из своих нарядов она придумывала сама и заказывала у дворцовых портных, поэтому одежда султанши была уникальной. Кстати, именно по кашбашты историкам удалось установить, что вряд ли рост госпожи был выше 150-155 см.
В качестве обуви наложницам гарема служили легкие тапки без задника. Они были сделаны из натуральной кожи или тканей и украшены золотой вышивкой. Сулейман сам изготавливал обувь, поэтому Хюррем могла удостоиться чести носить что-то из оригинальных творений своего господина.
Красотой поражают и бытовые предметы того периода. В сокровищнице Топкапы хранится несколько кувшинов, оставшихся со времен султана Сулеймана. Возможно, одним из них пользовалась Хюррем.
Что касается знаменитого изумрудного кольца султанши, которое являлось символом власти в сериале «Великолепный век», то ничего подобного в Топкапы нет.
За это кольцо туристы принимают знаменитый алмаз «Ложечник», который появился во дворце примерно через сотню лет после кончины великой госпожи.
А какие наряды османских султанш вам нравятся больше: те, что показали в сериале "Великолепный век", или те, что они носили на самом деле?