"Безжалостная леди" - небольшое гуашевое полотно за повседневной идиличностью которого скрываются два несчастных брака и целое море слез.
Картина "Безжалостная леди" была закончены Данте Габриэлем Россетти в 1865 году, когда Элизабетт Сиддал была уже мертва, но есть мнение, что писать эту картину Россетти начинал двумя годами раньше, и обе его музы и Элизабет Сиддал и Джейн Моррис позировали для нее.
На картине троица в средневековых одеждах сидит в романской беседке посреди зеленых полей. Элизабет Сиддал в длинном зеленом платье с золотистым поясом играет на лютне. Лиз представлена на кртине еще совсем юной, ее волосы распущены и зеленый наряд намекает на расцвет ее красоты и культовый романс про леди в платье с зелеными рукавами (My Lady Greensleeves), которая была для своего рыцаря и летом, и счастьем.
К тому моменту, когда Россетти начал писать эту картину лето его счастья с Элизабет было уже позади. Их брак явно трещал по швам, и сама Лиз давно не была похожа на эту жизнерадостную красавицу. И все же Россетти пишет ее именно такой, какой можно видеть ее на его ранних работах. Он словно пытается вернуться в те дни, когда оба они были молоды и беззаботны.
Юноша, с которым Россетти явно ассоциирует себя (хотя внешнее сходство более чем оталенно), не отрывает от поющей девушки влюбленных глаз. Вот только вторая его рука зажата в тесных объятьях другой леди - в руках Джейн.
Одетая в синее Джейн, изображена на картине в профиль и, хотя специфика гуашевого рисунка не позволяет детально передать портретное сходство, в ее образе уже чувствуется тот магнетизм, который впоследствии можно будет увидеть на всех "Прозерпинах" Россетти.
Перед молодыми людьми стоят три бокала: бокал Лиз осушен до дна, бокал Россетти почти пуст, и лишь бокал Джейн полон до краев - это она безжалостная леди, что разрушает чужую любовь даже не пригубив вино истинной любви.
Возможно так Россетти стремился себя оправдать за то, что пусть не тогда, но позже, сам он выбрал не Беатриче, а Прозерпину. Призрак Лиз и память о ней долго преследовали художника, апогеем его сожалений и раскаяния, его "плачем" по умершей жене и утраченной возлюбленной стала "Beata Beatrix" - "Балженная Беатриче".
Но не пройдет и десяти лет со смерти Лиз, как безжалостная леди - Джейн захватит воображение Россетти целиком. Он будет писать ее и только ее (почти так же как на заре своего творчества писал одну только Лиз), пока не выплеснет все свои страсти в десятке образов Джейн, самым знаменитым и впечатляющим из которых станет Прозерпина.
Интересно, что отдаленный намек на грядущее торжество Прозерпины есть и на этой картине - на траве, посреди бокалов с вином есть и фрукт. Он довольно небрежно прорисован, что не позволяет идентифицировать его однозначно. Многие исследователи считают этот фрукт яблоком (плодом греха и соблазна), но есть и такие, которые считают, что это не яблоко, а гранат - тот самый, который позволит Аиду сохранить Прозерпину своей женой, пусть и покидающей царство мертвых на пол года.
Об отношениях Данте Габриэля Россетти и Элизабет Сиддал у нас есть отдельная статья.
О Джен Моррис и "Прозерпине" Россетти можно почитать тут.
Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood