Найти в Дзене

Между Беатриче и Прозерпиной

"Безжалостная леди" - небольшое гуашевое полотно за повседневной идиличностью которого скрываются два несчастных брака и целое море слез.

Картина "Безжалостная леди" была закончены Данте Габриэлем Россетти в 1865 году, когда Элизабетт Сиддал была уже мертва, но есть мнение, что писать эту картину Россетти начинал двумя годами раньше, и обе его музы и Элизабет Сиддал и Джейн Моррис позировали для нее.

На картине троица в средневековых одеждах сидит в романской беседке посреди зеленых полей. Элизабет Сиддал в длинном зеленом платье с золотистым поясом играет на лютне. Лиз представлена на кртине еще совсем юной, ее волосы распущены и зеленый наряд намекает на расцвет ее красоты и культовый романс про леди в платье с зелеными рукавами (My Lady Greensleeves), которая была для своего рыцаря и летом, и счастьем.

К тому моменту, когда Россетти начал писать эту картину лето его счастья с Элизабет было уже позади. Их брак явно трещал по швам, и сама Лиз давно не была похожа на эту жизнерадостную красавицу. И все же Россетти пишет ее именно такой, какой можно видеть ее на его ранних работах. Он словно пытается вернуться в те дни, когда оба они были молоды и беззаботны.

Безжалостная леди. Данте Габриэль Россетти. 1865 г.
Безжалостная леди. Данте Габриэль Россетти. 1865 г.

Юноша, с которым Россетти явно ассоциирует себя (хотя внешнее сходство более чем оталенно), не отрывает от поющей девушки влюбленных глаз. Вот только вторая его рука зажата в тесных объятьях другой леди - в руках Джейн.

Одетая в синее Джейн, изображена на картине в профиль и, хотя специфика гуашевого рисунка не позволяет детально передать портретное сходство, в ее образе уже чувствуется тот магнетизм, который впоследствии можно будет увидеть на всех "Прозерпинах" Россетти.

Перед молодыми людьми стоят три бокала: бокал Лиз осушен до дна, бокал Россетти почти пуст, и лишь бокал Джейн полон до краев - это она безжалостная леди, что разрушает чужую любовь даже не пригубив вино истинной любви.

Beata Beatrix. Данте Габриэль Россетти. 1864 - 1870 гг.
Beata Beatrix. Данте Габриэль Россетти. 1864 - 1870 гг.

Возможно так Россетти стремился себя оправдать за то, что пусть не тогда, но позже, сам он выбрал не Беатриче, а Прозерпину. Призрак Лиз и память о ней долго преследовали художника, апогеем его сожалений и раскаяния, его "плачем" по умершей жене и утраченной возлюбленной стала "Beata Beatrix" - "Балженная Беатриче".

Но не пройдет и десяти лет со смерти Лиз, как безжалостная леди - Джейн захватит воображение Россетти целиком. Он будет писать ее и только ее (почти так же как на заре своего творчества писал одну только Лиз), пока не выплеснет все свои страсти в десятке образов Джейн, самым знаменитым и впечатляющим из которых станет Прозерпина.

Интересно, что отдаленный намек на грядущее торжество Прозерпины есть и на этой картине - на траве, посреди бокалов с вином есть и фрукт. Он довольно небрежно прорисован, что не позволяет идентифицировать его однозначно. Многие исследователи считают этот фрукт яблоком (плодом греха и соблазна), но есть и такие, которые считают, что это не яблоко, а гранат - тот самый, который позволит Аиду сохранить Прозерпину своей женой, пусть и покидающей царство мертвых на пол года.

Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1874 г.
Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1874 г.

Об отношениях Данте Габриэля Россетти и Элизабет Сиддал у нас есть отдельная статья.

О Джен Моррис и "Прозерпине" Россетти можно почитать тут.

Присоединяйтесь к нам в Telegram, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood