"Девушка с лицом ангела и глазами Медузы Горгоны, которые заставляют окаменеть любого, на кого ни посмотрят", - именно так Уолтер Деверелл описал своим друзьям Элизабет Сиддал после их первой встречи. Ничего ни мистического, ни рокового в ту пору в Элизабет не было.
Рыжеволосая красавица родилась 25 июля 1829 года и была на момент встречи с Уолтером Девереллом обычной двадцатилетней девушкой. Ее отец был рядовым рабочим из Шеффилда, а сама она - старшей из множества детей. Это была веселая и живая девушка, увлекавшаяся, как и все в ту пору, романтической лирикой и произведениями Теннисона. Элизабет работала модисткой - шила и продавала шляпки в одной из модных лавок на Ковент-Гарден.
Молодой Уолтер Деверел сопровождал свою мать в походе по магазинам и скучая разглядывал витрины, в одной из которых он и увидел Элизабет. Красота юной продавщицы поразила его и он сразу же понял, что эта стройная и изящная девушка - идеальная модель для его Виолы в сцене из "Двенадцатой ночи" Шекспира. Но уговорить родителей девушки позволить ей позировать для картины оказалось совсем не легко. Уолтеру пришлось заверить их в полной благопристойности своей живописи и даже оплатить работу модели.
В переодетой в мальчишеское платье Виоле на картине Деверелла не так-то легко узнать Элизабет, которая на других картинах Прерафаэлитов предстает в ролях значительно более драматичных. Зато в ней легко угадывается стройная и юная девчонка, полная живого интереса к окружающему миру. Именно такой описывают Лиззи в своих воспоминаниях те, кто знал ее в эту пору.
Красота девушки, ее веселый характер и усидчивость в работе быстро завоевали ей славу в рядах братства и за несколько лет она успела попозировать для многих работ, среди которых "Сильвия" Холмана Ханта и "Офелия" Джона Эверета Миллеса. Работа над последней из картин сыграла в жизни Элизабет довольно трагическую роль.
Молодой художник уделял большое внимание физической достоверности своих работ и просил Лиззи позировать в ванне, под которой были установлены свечи, призванные подогревать воду, чтобы модель не замерзла. Но они погасли, а увлеченные работой художник и его модель этого не заметили и девушка провела несколько часов в ледяной воде. Элизабет заболела и долго лечилась. Многие считают, что именно этот случай нанес непоправимый ущерб здоровью Элизабет.
Но в ту пору девушка мало задумывалась об этом. Шел 1852 год. Она была молода, хороша собой и наконец-то жила той насыщенной поэзией жизнью, о которой давно мечтала. Она вращалась в кругу молодых художников и поэтов, среди которых и повстречала Данте Габриэля Россетти. Это была роковая встреча для них обоих. Практически сразу же девушка стала для художника моделью, ученицей, любовницей и музой. Образы Лиззи заполнили картины Россетти. Он начал писать свой цикл о Данте. Элизабет не отставала от него - она начала учится живописи и писать стихи.
Это была золотая пора их любви, которую омрачало лишь слабое здоровье Элизабет. Сегодня существует множество теорий относительно того чем же на самом деле была больна муза Россетти. Здравоохранение в викторианской Англии было весьма ограниченным и записки врачей не оставили на этот счет сколько нибудь конкретных указаний. Но Россетти все чаще писал своим друзьям: "Бедная дорогая Лиззи, она готовится умирать по десять раз на дню". Друзьям, знавшим ее в былые времена, не верилось, что веселая и живая девушка, которую они знали и хрупкая призрачная дева с картин Россетти - одно и то же лицо.
Подтачивала ли здоровье Элизабет легочная болезнь, полученная во время неудачного позирования для "Офелии" Миллеса, или постоянные умственные и душевные усилия, которые она ежедневно прилагала, для того, чтобы соответствовать высокому званию "музы Россетти", или, может быть, ее мучила неопределенность ее положения - она жила с Россетти вне брака, а традиционная мораль викторианской Англии была на этот счет весьма категорична. Что бы из этого ни нарушало спокойствие и душевное равновесие Элизабет, но она все больше времени проводила на различных курортах вдали от Россетти. А он приезжал все реже.
Все о чем просила Элизабет своего возлюбленного в обмен на свою преданность - это чтобы он хранил ей верность. Но как раз этого пылкий и влюбчивый художник сделать не мог. На его картинах все чаще появлялись Алекса Уайлдинг, Джейн Бердан и Фанни Корнфорт. Лирическая героиня его картин изменилась и в этом Элизабет угадывала признаки охлаждения к ней Россетти. Она уехала, сказав, что он свободен от всех данных ей обещаний и именно тогда, спустя почти десять лет со дня знакомства, Россетти сделал ей предложение и они поженились. Сподвигла ли художника на этот шаг любовь или это было чувство вины - не известно. Но золотая пора их любви была к тому времени далеко позади и это был мертворожденный брак, как и ребенок, которого Элизабет родила два года спустя.
Лиззи была к тому времени очень больна. Она пристрастилась к опиумной настойке от передозировки которой и умерла 11 февраля 1862 года. Была ли ее смерть результатом неосторожности или намеренным самоубийством полиция установить не смогла. Легенда гласит, что Россетти нашел предсмертную записку жены, но по совету друга (Форда Медокса Брауна) уничтожил ее, дабы избежать излишних кривотолков и полицейского расследования. Элизабет похоронили на Хайгетском кладбище близ Лондона.
Смерть жены потрясла Россетти. В течение нескольких последующих лет он с маниакальным упорством писал Лиззи по оставшимся у него эскизам и наброскам. Результатом этого труда стала его картина "Beata Beatrix" / "Беатрисса Благословенная", которую кто-то из критиков назвал иконой Прерафаэлизма.
Элизабет не стала для Россетти единственной - ни единственной моделью, ни единственной музой, ни единственной любовью, ни даже единственной женой. После смерти Лиззи он прожил еще двадцать лет. Но до конца его дней волосы женщин на его картинах, природных блондинок и брюнеток, нет - нет, да и вспыхивали рыжиной. Видимо, призрак первой большой любви все же напоминал ему о себе.
Еще немного о посмертной славе Элизабет Сиддал можно прочитать тут
Те, кому интересно творчество самой Элизабет могут заглянуть сюда