Найти тему
Трудный русский

Что нужно знать об объекте пропаганды?

Оглавление

После публикации одной из предыдущих статей мне поступил конкретный запрос: как нужно вести пропаганду в рядах украинской армии, чтобы побудить украинских солдат массово сдаваться?

Это практическая задача, а к практическим задачам я думала приступить только после рассмотрения всех теоретических аспектов агитации и пропаганды. Ну что ж, попробую совместить конкретную задачу и такую тему, как анализ объекта манипуляции (а пропаганда – это тоже манипуляция, если кто не знает).

При любом виде объекта манипуляции (отдельный человек, группа людей, целый народ), при любых целях манипулятора всегда очень важно хорошо изучить объект манипуляции. Маркетологи называют такой объект целевой аудиторией (но это может быть и один человек). Чем лучше знаешь свою целевую аудиторию, тем проще найти ее слабые места, тем точнее можно на них воздействовать, тем значительнее будет эффект воздействия.

С детального изучения целевой аудитории начинается любая манипулятивная компания (хоть рекламная, хоть пропагандистская). Здесь нужен анализ конкретных данных (всего, что известно в нашем случае о солдатах, воюющих на украинской стороне).

Демографические характеристики

Важны все демографические характеристики:

  • пол (вдруг есть женщины, вдруг трансгендеры какие-нибудь, тут другой подход нужен),
  • возраст (в нашем случае нужно определить не средний возраст военнослужащего, а возраст, представителей которого больше всего, в диапазоне, я бы сказала, лет пять),
  • социально-экономическое положение, включая образование (от уровня образования зависит стиль изложения пропагандистских материалов), уровень доходов (в нашем случае уровень доходов до призыва),
  • место жительства (призывники с западной и с восточной Украины будут реагировать на пропаганду по-разному. Важно также знать, из города люди преимущественно или из сельской местности),
  • семейное положение.

По итогу анализа нужно составить примерный портрет представителя целевой аудитории – украинского солдата.

Для жителей разных регионов, как я сказала выше, должны разрабатываться разные пропагандистские материалы. Есть ли есть значительные вкрапления других групп, например иностранные наемники, – для них нужно продумывать другие пропагандистские подходы.

Психологические характеристики

Далее начинается самое сложное. Необходимо составить психологический портрет представителя целевой аудитории. Это происходит не умозрительно, на основе чьих-то личных предположений (хотя опытные люди, которые много общаются с представителями целевой группы, могут быть полезны).

Изучение личностных особенностей представителей целевой группы проводится преимущественно на базе опросов. В рассматриваемом случае можно проводить опросы (анкетирование) пленных.

Кроме опросов, можно, конечно, анализировать и другие доступные данные, например данные соцсетей.

При изучении целевой группы, важно разделять тех, кто сам действует так, как нужно манипулятору, и не действует сам так, как нужно манипулятору. В первой группе следует выяснять причины, по которым они так действуют, а во второй – причины, по котором они так не действуют.

В предлагаемой ситуации следует разделять пленных, которые сдались добровольно, и пленных, которые были захвачены в плен силой. Первые должны назвать причины, которые побудили их сдаться, а вторые – причины, которые не позволяли им сдаться добровольно. С выявленной информацией и предстоит дальше работать.

Также необходимо выявить такие психологические характеристики представителей целевой группы, как:

  • Существенные для дела особенности характера. В нашем случае важно, робкий человек или храбрый, честный или способный на подлость, эгоист или альтруист и т. д.
  • Убеждения человека по принципиальным вопросам. В нашем случае это вопросы политического характера. Например, что опрашиваемый думает о внутренней политике, которую ведет Украина? Что думает по поводу Степана Бандеры? Как относится к России? К США? Каким он видит будущее своей страны?
  • Ценности. Что для этого человека имеет значение в жизни? Ради чего он живет?

На основе собранных данных составляется психологический портрет представителя целевой аудитории.

С учетом всех этих характеристик – и демографических, и психологических – и должна строиться пропагандистская компания. Также должны приниматься во внимание факторы, побуждающие человека сдаваться или не сдаваться в плен.

На основе всех полученных данных определяются содержание и стиль подачи пропагандистских материалов, каналы их распространения.

Но изучение объекта манипуляции – еще не вся работа, которую нужно произвести предварительно. Очень важно заранее изучить предмет манипуляции – что, собственно, целевой аудитории предлагается. С этим вопросом тоже все не так просто, но об этом в другой раз.

Другие статьи канала