В начале лета на российского покупателя обрушилась страшная новость - любимый российско-китайский маркетплейс – в народе просто «Алик», покидает отечественный рынок.
«Побег Алика»
Продавцы заранее были предупреждены, что если до 1 июня они не очистят подмосковный склад в Чехове (единственный в России) от своих товаров, то те просто будут уничтожены без выплаты компенсаций. В качестве альтернативы поставщикам предложили вывезти оставшиеся товары на KazanExpress в столицу Татарстана (китайский AliExpress является одним из инвесторов этого регионального маркетплейса), либо вывезти свою продукцию со склада самостоятельно.
Чем был аргументирован такой поворот событий? Если дословно, то: «изменениями в методе доставки FBA и бесплатном трансфере товаров».
Что это значит?
Что AliExpress Россия не завершает работу в РФ, а просто маркетплейс свернул собственный фулфилмент.
Продавцам же, которые еще хотят сотрудничать с компанией, предложили другие варианты доставки: либо пересылать заказы "Почтой России", либо как-то решать вопрос собственными силами.
При этом русский Алик всячески рекламирует именно KazanExpress, рассказывая, что это один из самых быстрорастущих маркетплейсов в Европе, и что на площадке предлагается десятки миллионов товаров с доставкой на следующий день и даже обещают всяческую помощь селлерам в регистрации на этой площадке.
Но на самом деле все эти действия говорят лишь о том, что переезд на склад КазанЭкспресса — это не альтернативный метод доставки для селлеров Али. Продавцы товаров на самом деле таким образом становятся партнерами другого маркетплейса.
Для справки: «AliExpress Россия» – совместное предприятие VK, USM International, китайской Alibaba Group и Российского фонда прямых инвестиций.
Мысль о том, что за локальный российский бизнес в Alibaba Group будет отвечать KazanExpress, который (ну надо же, как совпало!) запустил в Татарстане первую очередь складского комплекса на 120 тыс. м², напрашивается сама собой, но возможно это всего лишь домыслы некоторых экспертов, и не более.
В чем же реальная причина ухода AliExpress с отечественного рынка?
Мы можем предположить несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Боязнь западных санкций. Отсюда практически нулевое использование рекламы и никакого участия во всевозможных выставках и конференциях.
По данным Data Insight, в 2022 году продажи «AliExpress Россия» снизились на 47%, до 56,2 млрд руб.
Очевидный отток продавцов с русско-китайской площадки наблюдался и с января по май 2023 года, но, возможно, это было связано с информацией о предстоящем закрытии единственного склада в РФ.
По данным аналитического сервиса «Точка Маркетплейсы», число продавцов на AliExpress Россия сократилось на 27% год к году.
Кого выбирают продавцы?
В то время как «Алик made in Russia» терял позиции, общее число продавцов на онлайн-площадках России продолжало стремительно расти и с начала 2023 года выросло на 51%.
Так, например, у «СберМегаМаркета» количество селлеров увеличилось на 120%, у Ozon – на 92%, у Яндекс Маркета – на 89%, у Вайлдберриз– на 36%. KazanExpress удалось увеличить показатель на 7% (столь низкий показатель, возможно, связан с отсутствием ресурсов для дальнейшего роста площадки, а отсюда и невозможность принять в свои ряды всех желающих продавцов).
Сегодняшний продавец всячески старается оградить себя от возможных рисков и часто предпочитает выходить сразу на несколько площадок, а не отдавать предпочтение какому-либо одному маркетплейсу.
Опять же, стоит отметить, что очевидный прирост онлайн-селлеров сохраняется за счет региональных продавцов с уникальными локальными предложениями или тех, кто предлагает доставку негабаритного груза прямо со склада.
Интересно, что многие площадки сегодня стараются привлекать поставщиков, предлагающих товары, необходимые для конкретных витрин. К примеру, ЯндексМаркет, который изобилует сегодня товарами марки IKEA и Adidas, в отличие от остальных площадок, далеко не просто так занял первенство по продажам продукции данных брендов.
Как делать миллионы на продажах
Современные селлеры становятся все более «продуманными» и строят бизнес на онлайн-площадках, стараясь исключить риски и скрупулезно анализируя соотношение затраты/доходы.
Поэтому продавцы стараются занимать сезонную или мало раскрученную нишу, торгуют на нескольких площадках, нанимают грамотных рекламщиков и аналитиков, распределяют свой товар по складам по всей стране, привлекая силы транспортных компаний, специализирующихся на доставке в маркетплейсы, тем самым экономя время, деньги и нервы.
Кстати именно последний пункт играет не последнюю роль в успехе. Именно наличие товара на складах маркетплейса, и, соответственно, кротчайшие сроки доставки до конечного покупателя, в большинстве своем, являются залогом высокого товарооборота.
И именно для заполнения своими товарами максимального количество региональных складов опытные продавцы прибегают к услугам транспортных компаний, так как те, в свою очередь, предлагают выгодные условия доставки, бонусы, специальные предложения, а также дополнительный комплекс услуг, который гарантирует, что ваш товар в целости и сохранности, а главное вовремя дойдет до нужного склада.
К примеру, транспортная компания «Байкал Сервис» уже более 6 лет работает с маркетплейсами и знает все подводные камни и особенности отправки/приемки/маркировки товаров на склады онлайн-площадок. Они и правильно запакуют/перепакуют, перемаркируют, в случае необходимости ваш груз, оперативно перевезут в случае надобности на другую локацию, а это важный бонус при работе с регионами. У Байкала и тарифы на перевозку очень демократичные, в некоторых случаях доставка вам может обойтись дешевле, чем услуги курьерской службы.
А что покупатели?
Уход «AliExpress Россия» из РФ вряд ли вызовет много слез и страданий у отечественных покупателей. Нам за последний год к этому, мягко говоря, не привыкать.
Во-первых, остальные мастодонты мира маркетплейсов остаются на своих местах и, более того, продолжают расти, развиваться, предлагая покупателям все больший ассортимент товаров и гибкую систему лояльности.
Во-вторых, незаменимых нет😉 И возможно в ближайшее время все на том же KazanExpress мы увидим знакомую выкладку русско-китайских товаров.