Рубеж прошлого и позапрошлого веков считается в истории Самары периодом благополучия и процветания. Город рос, застраивался и украшался. За полвека с даты образования губернии население увеличилось в семь раз - с 15 до 110 тысяч жителей.
Росла и городская еврейская община. Если в 1851-м в городе проживало 49 евреев, в 1874-м – 348, то к 1900-му – уже свыше полутора тысяч, среди которых были и купцы I гильдии, и лица со столичным образованием – инженеры, аптекари, юристы. Подавляющее же большинство составляли отставные солдаты, занявшиеся ремеслами – часовым, портновским, сапожным и скорняжным.
Поскольку работавшие на Николаевской (Чапаевской) два молитвенных дома стали для общины тесны и «недостаточны в гигиеническом и пожарном отношениях» , 4 ноября 1903-го года правление Общины под руководством известного всей Самаре инженера-технолога Льва Зелихмана обратилось к губернатору с прошением о разрешении на строительство большой хоральной синагоги «вместо двух существующих молитвенных домов М.А. Чаковского и В.Б. Маркисона».
В том, что разрешение будет получено, похоже, никто не сомневался, так как еще в январе стараниями того же деятельного Зелихмана община выкупила в 34-м квартале у наследников купца Матвея Захаровича Рябова – братьев Лукьяна, Матвея, Евдокима, Андрея и Спиридона – дворовое место под номером 41 по улице Садовой.
Проектировал здание и возглавлял работы архитектор Зельман Клейнерман , кстати, женатый на третьей дочери Льва Львовича Зелихмана Лидии. Строительство, стоимость которого составляла 50 тысяч рублей , велось на частные пожертвования.
Синагога стала единственной работой Клейнермана в неомавританской стилистике. Думается, выбор не случаен – «мавританский» стиль долгое время назывался «стилем синагог», поскольку восточные мотивы начали использовать в период «Золотого века» евреев в средневековой мусульманской Испании.
Неслучайно и сходство с Петербургской большой хоральной синагогой, возведенной по проекту Л. Бахмана и И. Шапошникова– годы учебы Зельмана Клейнермана в Петербургском Институте гражданских инженеров совпали со временем ее строительства. Правда, в проект самарской синагоги привнесены черты модерна, приверженцем которого являлся автор.
Синагога имела конструкцию трехнефной базилики и формой напоминала ковчег. Стены были выложены чередованием контрастных полос керамического и силикатного кирпича, элементы декора так же выполнены в кирпичной кладке.
Композиция составлена крупными объемами, по основной оси расположен двухуровневый молельный зал. Пространство изначально делилось колоннами на три нефа, освещалось через большие окна первого и второго этажей
Выступающий из общей плоскости фасада объем центрального нефа завершался многогранным куполом, увенчанным небольшой башенкой и шестиконечной звездой - Маген-Давидом. Аналогичным образом венчались и башенки на центральном фасаде. Повторяющаяся деталь - шестиконечная "звезда Давида" - присутствует в оконных заполнениях, кирпичном обрамлении окон. В форме Маген-Давида расстекловано и большое круглое окно на главном фасаде. Выделенный порталом проем главного входа, находящийся по традиции с западной стороны, обрамлен колоннами, поддерживающими мавританскую арку. Входы в боковых нефах вели к гранитным лестницам, поднимавшимся на хоры в виде открытых галерей.
В северо-восточной части участка было выстроено одноэтажное здание миквы для ритуальных омовений – соединенное трубопроводом с баней Челышева. Проектированием миквы, устройством водопровода, слива и подведения к челышевскому трубопроводу занимался тот же неутомимый Лев Зелихман.
Летом 1908-го года завершились строительные работы и прошла приемка здания. Как сообщает «Городской вестник», «31 августа в 12 часов дня на Садовой улице происзошло торжественное открытие и освещение построенного евреями молитвенного дома (синагоги). На торжестве присутствовали вице-губернатор Елецкий, городской глава Мясников, члены управы и масса публики. По совершению обряда освящения присутствующим на открытии были предложены шампанское и завтрак».
Не обошла вниманием «новостройку» и столичная пресса: «Ознакомившись с внутренним расположением, нужно признать, что здание синагоги производит впечатление своими внушительными размерами, прекрасною архитектурою, солидной постройкой и выдержанностью стиля… Самара украсилась ещё одним выдающимся зданием, и наша еврейская колония может гордиться красотой своего храма, первого по всему Поволжью» - писала газета «Русское слово». Вмещавшая 1000 человек Самарская синагога стала третьей по величине в Старом Свете после Будапештской (на 3000 человек) и Санкт-Петербургской (на 1500) и вошла в список красивейших в мире.
Поскольку работал над проектом Клейнерман безвозмездно. архитектору и его семье предоставили постоянное бесплатное место в храме. Сообщает об этом хранящийся в госархиве документ «для торжественного подношения», набранный огромным шрифтом: «Свидетельство господину губернскому инженеру архитектору Зельману Беньяминовичу Клейнерману»: «Хозяйственное правление самарского еврейского молитвенного дома, используя постановление Общины собрания от 10.01.1910, преподносит Вам в знак признательности за Труды, понесенные Вами безвозмездно по составлению проекта и сооружению в течение 5 лет здания молитвенного дома на Садовой улице, сие свидетельство на место № 6 у восточной стены с левой стороны и женское боковое место в первом ряду на правой галерее на вечное время».
Правда, в качестве синагоги здание на Садовой прослужило всего лишь два десятка лет. В 1929-м молельный дом закрыли. Сносить не стали, приспособили под Дом культуры имени III Коммунистического Интернационала, а спустя несколько лет в бывшем молельном доме вместо ДК обустроили хлебозавод.
Интерьеры перепланировали, в центральном нефе возвели дополнительные перекрытия , соединившие боковые галереи и разделившие пространство на четыре этажа, в арке главного входа устроили трансформаторную подстанцию. Предприятие работало до начала 1990-х. Кстати – видимо, в память о прошлом – хлебзавод-синагога единственный в городе к еврейской пасхе выпекал мацу. Коробочки с «пресным печеньем» шли нарасхват.
Постсоветский период так же оказался насыщен событиями - с 1991-го года в бывшей синагоге обосновалось Управление объединения макаронных и хлебопекарных предприятий области, в октябре 1994-го владелец – хлебозавод №8 – открыл магазин-пиццерию, а месяц спустя вышло постановление Главы города о передаче права собственности на здание по адресу садовая, 49 «Еврейскому национальному центру». В марте следующего года постановление было отменено. С 1998-го года историческое здание снова вернулось в пользование еврейской общины Самары и с тех пор ждет своего «второго рождения»
В завершение – пример мудрого подхода к решению житейских проблем. У работавшего в свое время на Николаевской самарского шапочника Хаима Хаванова клиент заказал шляпу. Пришел через два дня – готовая шляпа не понравилась, огорчился. Мастер искренне успокоил: «Ничего, я из нее тапочки себе сошью».
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете