Современный ребенок считает абсолютно нормальным одновременно смотреть в телефон и делать уроки. Это его внутренняя убежденность, что можно выполнять сразу много задач и все успевать.
Цифровой ребенок умудряется заниматься на уроке в онлайн-школе и одновременно смотреть ролики. В таких ситуациях путь скандалов и наказаний ведет в тупик. Надо спокойно объяснять, что многозадачность – это попытка жонглировать яйцами и в результате все их разбить вдребезги. В таком состоянии мозг постоянно находится в процессе обработки массивов информации, со временем привыкая к этому режиму. Тем самым за единицу времени проходит целый шквал различных данных, но ничего не усваивается.
Любимым форматом являются короткие ролики и картинки, потому что так легче переработать этот объем. Как следствие, проблемой всего поколения является практически полное отсутствие навыков концентрации внимания. Дети не умеют сосредотачиваться на чем-то одном, глубоко прорабатывать выбранную область, делать самостоятельные выводы. Поэтому лонгриды (англ. Longread – длительное чтение) такому сознанию уже не по силу. Сила, с которой тянет получить очередной дофаминовый удар в разы мощнее, чем удовольствие от чтения. Не обвиняйте в этом ребенка, не переваливайте на него ответственность. Да, просто он родился в такую эпоху.
Обсудим компенсаторный механизм, который будет восполнять недостаток развития этих функций.
Можно предложить стандартное чтение хотя бы час в неделю с последующим обсуждением. А можно экранное хобби воспринимать, как развитие способности длительного удержания внимания на чем-то одном.
Обычно виртуальный мир для нас является местом бесконечного развлечения, поэтому все стараются это различными путями ограничивать. Следует опасаться, что семья при таком подходе передает картину мира, где интернет воспринимается местом бесконечного пассивного кайфа и тусовки. Мы же разделим в детском сознании экранное время на два вектора: как отдых и как место освоения новых компетенций.
Посмотрите, когда ребенок стремится как-то реализоваться, пусть на уровне текущего мировоззрения, все его внимание, вся энергия, порыв и энтузиазм направляется на это желание. Именно так развивается умение выделить что-то в своем сознании, зафиксировать внимание, удерживать его, не отвлекаться.
Наряду со способностью переключаться, способность к удержанию произвольного внимания является навыком 21 века. Семья договаривается о том, что, помимо движения в школьном мире, развития в кружках и секциях, надо определяться и в цифровом. И чем меньше возраст, тем легче просто определить ребенка в онлайн-школу и выбрать направление.Главное, чтобы выбранная деятельность грамотно сочеталась со сферой его интересов. Любит играть? Отлично! Пусть ведет канал об этой игре, ищите того, кто научит, как грамотно это делать. Тогда от хаотичного движения по цифровому пространству ребенок учится осознанно направлять внимание на определенный объект, выделять его из бесконечной карусели других картинок, останавливаться и сосредотачиваться.