У нового поколения альфа (детей, рожденных после 2010 года) интернет является продолжением их существования. Техническая революция, которая принесла изменения во все сферы жизни современного человека, для них привычный способ существования. Цифровая среда как бы является естественным продолжением реальности, в сущности интернет это и есть жизнь.
Целью родителей является не ежедневная борьба с неизбежностью, а грамотное встраивание своего ребенка в текущую реальность. То есть постоянное совместное изучение законов виртуального мира и поиск возможностей, чтобы использовать технологии себе и другим во благо.
Поэтому стратегически важно внести в процесс воспитания новый элемент – развитие цифровых интересов. Это обучающая деятельность, которую ребенок ведет совместно со взрослым с целью формирования позитивной «Я-концепции». В результате этой работы ребенок должен найти и закрепить за собой социально приемлемую роль не только в жизни, но и в цифровой среде.
Например: если сын или дочь занимаются музыкой, то цифровым продолжением может стать обучение по профильным программам, связанных с озвучкой; если это вышивание, макраме – тематический обучающий блог; рисование – веб-дизайн.
Раньше дети строили свои собственные уголки, шалаши, теперь они стремятся создать свое индивидуальное пространство, подчеркивающее свою уникальность, являющееся продолжением личности в интернете. Кому-то это действительно удается, но большинство просто пассивно прилипает к различным группам и попадает под влияние.
Обратите внимание, чем активней попытки загнать своего ребенка в определенные рамки, чем чаще мы пытаемся использовать менторский тон, тем сильнее стремление послать такого родителя подальше, а точнее убежать, куда глаза глядят, а именно в цифровые миры. А вот общение на равных, поддержка начинаний вызывает рост доверия, и отношение к своему ребенку уже меняется. Фраза: «У меня сын (дочь) интересуется векторным дизайном, делает потрясающие картинки, вторую программу уже в этой теме осваивает», – даст поведенческую реакцию в виде роста мотивации к продолжению этой деятельности. Главное, относиться к цифровым увлечениям своих детей серьезно, вовремя заметить намерения что-то сделать и помочь с профильным обучением.
Социально приемлемых интернет-ролей может быть много. Например, мальчику можно купить обычный недорогой дрон, позапускать его пару раз, пока не надоест. На ближайшие шашлыки взять с собой, и ваш ребенок уже будет показывать другим, как им управлять. А родитель поддерживает, да, он/-она интересуется беспилотными летательными аппаратами. Это увлечение со временем может стать профессией, так как через 5-10 лет будет создана целая новая отрасль, причем целый спектр новых специальностей возникнет не только в военной, но и в гражданской сфере.
Мы уже обсуждали, что мнение о себе дети преимущественно получают из семьи. Поэтому одним из направлений цифровой грамотности является ведущая цифровая деятельность. Это может быть обучение, которое по факту занимает всего час времени в неделю. Но этот час оказывает решающее значение на психическое развитие и формирование личности.
Спросите любого мальчика, который увлекается компьютерными играми, почему ему так нравится это увлечение? Ответ простой, дети испытывают чувство эйфории, кайфа от собственных достижений. Да, все это иллюзорные миры мыльных пузырей, которые лопаются, при этом в настоящей жизни ничего подобного по ощущениям не происходит. Ребенок, играя в игру, например, собирает какой-то инвентарь. Он испытывает удовольствие, ощущение счастья, собирая в копилочку свои, хоть и пустые достижения. Несмотря на это, эмоциональный подъем и радость от результатов вполне реальная. И вот уже он продумывает в подробностях свои дальнейшие действия в этой игре: что сделать, чтобы собрать тот инвентарь, которого пока еще нет. Школьники, особенно старшеклассники, повышают собственную значимость в группе сверстников: «Я круче, потому что у меня прокачанный герой».
Так, со временем личность полностью может раствориться в своем герое, подростки перестают выполнять школьные и домашние обязанности. Виртуальная реальность становится тюрьмой, где человек абсолютно беспомощный, чтобы как-то этому противостоять.
Теперь представьте, если семья с самого раннего возраста своего чада поддерживает любое творчество в интернете, создает возможности для непрерывного развития в сфере собственного цифровых умений, создает условия для обучения в выбранной области. В этом случае происходит формирование двух очень важных навыков: искусство маленьких шагов, когда ежедневно достаточно хотя бы 20 минут, хотя бы маленький шаг, который ведет меня цели; и на практике приходит понимание эффекта накопления результатов. Ребенок в такой семье со временем четко понимает свой статус в цифровом пространстве.
Но это не самое главное. Посмотрите различие: в первом случае происходит развитие в воображаемом мире компьютерной игры, а во втором – абсолютно реальные идеи трансформируются в компетенции и проект с перспективой будущей монетизации.
Частая проблема современной семьи – снижение интереса к определенному виду деятельности. Вроде ребенок сначала загорелся, но поняв, что любая деятельность требует концентрации и самодисциплины, происходит резкое снижение мотивации. Не стоит своего ребенка обвинять и наказывать. Достаточно просто поощрять любые маленькие шаги, вносить их в расписание. Таким образом семья как бы запускает развитие личности еще в одном направлении – цифровом, с обязательной зоной ближайшего развития.
При системном подходе, как правило, следуют и результаты. И вот тут очень важный момент. Подкрепляйте даже микроуспехи, потому что именно они дают это чувство эйфории, радости, удовольствия, самоуважения, и что очень важно – авторитет среди сверстников. Посмотрите, предметом гордости являются реальные навыки и успехи, а не просто инвентарь в сетевой игре.
Современной семье нужно создавать среду, где ребенку предоставляется информация, которая помогает идти к своим мечтам, найти свое место в интернет-тусовке. Зачем? Тогда не возникнет опасности полного отрешения от физического мира. Для этого с самого раннего возраста необходимо передавать модель мира, где главная роль интернета – собственное развитие, обучение, с последующей целью – приносить какую-то пользу.
Современные дети применяют технологии повсеместно, по сути, в их психике виртуальная реальность – это просто часть жизни, и даже не важно, разовьется ли цифровое хобби в какой-то значимый проект или нет.
В стратегии у таких детей формируется очень важная для успеха привычка – вскапывать свой огород. Не тусоваться в иллюзорных мирах и радоваться пустым результатам, не жить в огороде соседа, сливая при этом всю свою энергию, не ждать, что вдруг с неба упадет чужое, тобой незаслуженное, а ежедневно брать лопаточку и самостоятельно совершать усилия – что-то делать, что-то изучать, составлять план и переходить к действиям.
В вашей семье кто-то из взрослых помогает с освоением технологий?
Продолжение_тут