Продолжаем тему о состоянии духа в Девачане (Девакхане), этом особом состоянии отдыха в промежутках между воплощениями, во время которого дух, а точнее, Духовная Индивидуальность, ассимилирует лучшее из прошедшего земного опыта.
Лучшее, потому что бессмертная "часть" человека (Атма-Буддхи-Манас, т.е. 7-й, 6-й и 5-й Принципы в семеричном строении человека) "оставляет" у себя только одухотворённые "достижения", энергии земной личности. То, что "остаётся" от личности в её духовном, бессмертном начале (духовной душе), в Учении иногда сравнивается с ароматом цветка.
Эти сравниваемые с ароматом цветка энергии есть то в земном воплощении, что причастно духу, Огню, что созвучно Красоте истинной Действительности.
Развитие в смысле раскрытия потенциалов духа и разума, утончение способностей, рост сознания происходит только в воплощении, и в меньшей степени – в Тонком Мире, – но только у тех людей, которые имеют потенциал духовности - разумности, достаточный для того, чтобы не утратить мышление и осознавание при "утрате" физического их проводника.
Только духовная часть манаса, ума, переживает личностное сознание, остатки которого исчезают при восхождении духа в его область (План) Атма-Будхи, где дух человека сознателен лишь в той мере, в которой при воплощениях накоплено то, что называется духовностью.
Манас (5-й Принцип) в соединении с Высшей Душой (Атма-Буддхи, 7-й, 6-й принципы) – это и есть сознание Индивидуальности на Духовном Плане.
Иными словами, за шестым и седьмым высшими Принципами "в высшее состояние" следует лишь высшая часть манаса (5-го принципа) – в той мере, которая развита личностью за время земного воплощения.
(Думается, что если бы знания об истинном человеке, "внутреннем" человеке в человеке, были широко распространены и вошли в сферу воспитания, – первыми процвели бы искусства и культура, разрешив "наконец" споры о "реализме" и идеалах. Красота стала бы жизненной необходимостью для многих людей, ибо что же "останется" от человека при многолетнем "накоплении" грубости…)
Личность "растворяется" и "отсутствует" при нахождении духа в состоянии Девачана, этого индивидуального "рая". Все связи "растворяются", оставляя лишь самые глубокие привязанности, то есть одухотворённые. (Низшие четыре принципа рассеиваются, возвращая материю этих низших проводников духа на соответствующие им Планы.
От пятого – разума, манаса – остаётся только одухотворённая "часть", следуя за 6-м, 7-м, Принципами, и умножая с каждым новым девакханическим состоянием степень сознательности духовной Индивидуальности на соответствующем ей Плане. – Если, конечно, личность духовно развивается, а не деградирует.
Мы уже говорили, на основе статей Е.П. Блаватской, о своеобразии "общения" "Душ" в Девачане. Человеку нужно очень напрячь воображение в направлении бесформенности (духа) и "безличностности" такого "общения", которое, конечно, "общением" может быть названо лишь по причине отсутствия более подходящих понятий.
"Общение" в Девачане есть токи высших энергий духа по магнетическим каналам, созданным во время воплощения высшими, наиболее "объективными" чувствами (то есть "выросшими" до их высшей одухотворённости, когда индивидуально-личностное "растворяется" в всеобщем, сохраняя "окраску" Индивидуальности).
(Чем глубже люди будут вникать в духовные реальности, тем более будет востребовано в воплощении всё наиболее близкое к так называемым Идеалам жизни. Не формализированные религиозные практики, но именно духовно-устремлённая жизнь в реализации светлых идеалов, в её наибольшей самоотверженности, наибольшей глубине мысли и любви, является той искомой (и для многих абстрактной) Истиной бытия и знания).
Человек истинный есть то, что "остаётся" от завершившейся жизни, со всеми её трудами и привязанностями. И хотя в мире форм – в Тонком Мире, его высших областях, человек после перехода на "иной план бытия" может продолжать полезные труды, если им при земной жизни было осознано сотрудничество со Светом (или с Эволюцией), то в Девачане дух не "развивается", как иногда думают, и не "восходит" в смысле развития потенциала, хотя по мере очищения, освобождения от магнетизма привязанностей, даже одухотворённых, он освобождается от формы, достигая высшего состояния – бесформенности "арупа".
Девачан – именно "отдых". Накопление энергии в состоянии счастливого переживания "реализации" своих наиболее прекрасных чувств и реализации лучших стремлений. Это своеобразный опыт духа, но опыт, в известной степени, статичного состояния – именно счастливое накопление сил для нового воплощения.
Поэтому наиболее героические и деятельные индивидуальности на определённых ступенях сознания (осознающие бытие как Служение) иногда отказываются от Девачана, после трудов в Мире Тонком принимая воплощение без погружения в предварительный отдых.
Теперь о том, что отвечала Е.П. Блаватская на вопрос о сохранении всех опытов существования во многих воплощениях.
Сохраняются ли они? Когда и при каких условиях человек достигает способности вспомнить все прожитые жизни?
– Только достигнув "Дхиана четвёртой ступени", – отвечает Е.П. Блаватская:
"Только в конце цикла всех воплощений. В великий день абсолютного Воскрешения" (Статья "Различные состояния Девакхана").
После каждого воплощения все личные связи с родными и близкими исчезают. И если бы этого не происходило, сущность не могла бы продолжать свои воплощения. Закон Природы "бережёт" человека таким "забвением", ибо в ином случае,
"Если бы забвение личных связей не было бы фактом, то каждая сущность путешествовала бы в течение Кальпы обвешанная паутиной прежних связей, с мириадами своих отцов, матерей, сестёр, братьев, мужей и т.д. и т.д. из бесчисленных прожитых жизней – это была бы поистине неразбериха!" (Е.П. Блааватскя. Там же).
Но исчезают только обыкновенные, личные связи, это не касается глубоких, подлинно духовных связей, которые остаются, и могут крепнуть от воплощения к воплощению.
С каждым новым погружением в Девакхан Индивидуальность набирает всё больше духовных накоплений, если развивается в воплощении. И однажды, по мере прохождения по ступеням Эволюции до уровня слияния Индивидуального со "вселенской сущностью", сответственно, обретает всеведение. И все хранящиеся "записи" её прежних жизней становятся ей доступными, поскольку сознание, говоря словами Е.П. Блаватской, "из конечного превращается в бесконечное".
Гореликова М.В.
Дорогие читатели, спасибо за ваши отзывы, комментарии, "лайки"!