Найти тему

Е.П. Блаватская о состоянии сознания в Дэвачане. Насколько реально общение связанных взаимной симпатией душ

Минойская фреска. Археологический музей Ираклиона, Крит. Фото автора
Минойская фреска. Археологический музей Ираклиона, Крит. Фото автора

На Востоке словом Девачан (Дэвакхан) называется то состояние, которое на Западе обозначается словом "рай". Статья "Реальность и нереальность" Е.П. Блаватской является ответом на вопросы, которые задавали читатели журнала "Теософ" и европейские члены теософического общества, начавшие изучать Восточную Доктрину и высказывавшие ряд недоумений-вопросов относительно положений, касающихся различных состояний сознания человека. Одно из таких недоумений было связано с состоянием девакхани и тем, насколько реальны переживания в Девакхане. А также, насколько реально общение между двумя развоплощёнными, находящимися в Девакхане.

Е.П. Блаватская, отвечая на эти вопросы, начинает с того, что представление о реальном и нереальном требует от вопрошающего знания основных положений Восточной Доктрины. Реальность есть Вечносущее, Единое. Исходя из этого, даже самое высшее духовное состояние сознания при наличии индивидуализации, уже будет "нереальным". Это говорится для того, чтобы познающий не заблуждался относительно "объективности" тех состояний, которые, как он понимает, человек переживает в состоянии Атма-Буддхи-Манас, соответствующего Девачану.

На это вопрошающие выказывают другое недоумение, касающееся утверждения о реальности общения как между двумя развоплощёнными в Девачане, так и в случае, когда один из двоих (связанных узами сильной симпатии любви, дружбы) находится в Девачане, а другой – в воплощенном состоянии.

На это Е.П. Блаватская отвечает следующее. Несмотря на то, что находящийся в Девачане по сути видит счастливый сон, в котором его окружают все, кого он любил, называть это состояние нереальным нельзя.

Состояние девакхани соответствует атомической субстанции. В то время, как человек в воплощении находится под преимущественным влиянием молекулярной субстанции и соответствующих её вибрациям мыслей. Соответственно положению о том, что Реален лишь Атман, все другие состояния сознания имеют степень реальности уменьшающуюся по мере отдаления от Плана Абсолютного Единства. Следовательно, находящийся в состоянии Атма-Буддхи-Манас имеет переживания реальности гораздо более объективные, чем находящийся в воплощении (исключение – только Достигший состояния Освобождения, Адепт).

Люди, достигающие в своих чувствах высшего духовного уровня, или высокой степени одухотворённости своих привязанностей (любви, дружбы), сохраняют эти связи, которые обладают нетленностью. И в Девакхане в этом случае состояние общения ещё ярче, чем на земле.

Но и в случае общения воплощённого с близким, находящимся в Девачане, при условии силы духовной связи, эта связь не прекращается.

Приводится пример сына, потерявшего горячо любимого отца. На вопрос о реальности общения между ними во время сна (сна, в котором пребывает сын) ответ следующий: Дух воплощённого и развоплощённого состоит из одной и той же субстанции, имеющий одну и ту же природу (так же, как и все духи),

"обладающий врождённой способностью взаимного притяжения и ассимиляции, усиленной в данном случае отцовской и сыновней любовью их личных Эго, – они на самом деле никогда не разлучались друг с другом, ибо смерть бессильна разорвать психические узы, созданные чистою духовною любовью" (Е.П. Блаватская "Реальность и нереальность").

Далее говорится, что не существует ни пространства, ни времени для монад, даже в состоянии их земной соединённости с пятью низшими принципами, или оболочками.

Манас (духовный разум) неотделим от Буддхи (духовной души) в высшей триаде, но в земной личности он, хотя и "замутняется" низшими элементами, не утрачивает способность объединяться с Буддхи. Разъединённый с низшей четверицей манас, в своём высшем аспекте, более способен к взаимодействию с высшей триадой того, с кем человек был связан сильными узами взаимной симпатии.

"Так высшая человеческая триада, притянутая родством душ к тем триадам, которых она любит сильнее всего, будет всегда связана с ними и будет наслаждаться их присутствием после смерти так же, как и при жизни. В этом ей будет помогать Манас в своём высшем аспекте самосознания…"(Е.П. Блаватская "Реальность и нереальность").

Гореликова М.В.

Дорогие подписчики и читатели нашего канала, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". А также пишите в комментариях Ваши отзывы, вопросы, пожелания.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц