Многие задаются вопросом "В чем феномен Чёрного квадрата?". Сейчас мы попробуем в этом разобраться.
Первый Чёрный квадрат(всего их четыре) был написан в 1915 году при работе над эскизами декораций к спектаклю "Победа над солнцем". После написания картины, по рассказам его учеников, он не мог ни есть, ни спать. Написал 5 томов философских размышлений о искусстве и жизни. Увидеть картину в живую можно в Третьяковской галерее.
Впервые Чёрный квадрат (1915 года) был представлен на Последней футуристической выставке картин 0,10(ноль десять).Полотно висело в углу комнаты, там, где обычно располагались иконы. За это Малевич был раскритикован. Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 года: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер.Черный квадрат в белом окладе-это не случайный маленький эпизодик случившийся в доме на Марсовом поле, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичиться тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт нас к гибели".
На что художник ответил: "И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. У меня- одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени, и трудно бороться. Но счастье быть непохожим на вас даёт силы идти всё дальше и дальше в пустоту пустынь. Ибо там только преображение. "
Критики сразу догадались, что именно хотел сказать Казимир Малевич своим "Чёрным квадратом".И были правы. В своём манифесте 1915 года " От кубизма и футуризма к супрематизму" (именно так Малевич назвал новое течение в искусстве. Главной мыслью которого был отказ от изображения оболочек предметов в пользу простейших форм — основы мироздания. ) он писал:"Никакие застенки академий не устоят против приходящего времени.Двигаются и рождаются формы, и мы делаем новые и новые открытия.И то, что нами открыто, того не закрыть.И нелепо наше время вгонять в старые формы минувшего времени.Дупло прошлого не может вместить гигантские постройки и бег нашей жизни.Техническая сторона нашего времени уходит все дальше вперед, а искусство стараются подвинуть все дальше назад.Вот почему выше, больше и ценнее все те люди, которые следуют своему времени. Мастера Рима и Греции, достигнувшие знания анатомии человека и давшие до некоторой степени реально изображение: были задавлены эстетическим вкусом, и реализм их был опомажен, опудрен вкусом эстетизма. Отсюда идеальная линия и красивость красок.Эстетический вкус увел их в сторону от реализма земли, и они пришли в тупик Идеальности.Живопись у них есть средство для украшения картины.Знания их были унесены с натуры в закрытые мастерские, где фабриковались картины многие столетия.Вот почему оборвалось их искусство.Они закрыли за собою двери и тем уничтожили связь с натурой".
Так же он критикует картины и скульптуры:"Венера Милосская наглядный образец упадка — это не реальная женщина, а пародия.
Давид — Микеланджело — уродливость:
Его голова и торс как бы слеплены из двух противоположных форм.Фантастическая голова и реальный торс.
Все мастера Возрождения достигли больших результатов в анатомии.Но не достигли правдивости впечатления тела.Живопись их не передает тела и пейзажи их не передают света живого, несмотря на то, что в телах их людей сквозят синеватые вены."
Критикуя прошлое Малевич создаёт новое настоящее. Тем самым уходя от сложного к простому.И его поддерживают как на родине, так и за границей. В простых формах люди видели жизнь и смерть. Становилось больше свободы для размышлений, так как художник супрематист создавал новый мир с помощью геометрических фигур, которые служили прототипом всего реального.