Cервисы «Яндекса» уже много лет находятся в реестре организаторов распространения информации (ОРИ) в интернете. Это значит, что компания обязана в течение 1 года хранить информацию о пользователях, а их сообщения — в течение 6 месяцев. По запросу правоохранителей все эти сведения должны передаваться для оперативно-розыскной деятельности. Компания повторно не предоставила ФСБ данные о пользователях сервиса «Яндекс Услуги», за что и получила штраф.
Мировой суд в Москве оштрафовал «Яндекс» за повторное непредоставление в ФСБ информации о пользователях сервиса «Яндекс.Услуги», пишет ТАСС. Сообщается, что информация понадобилась службе для розыска людей или обеспечении безопасности страны. Сумма штрафа составила 2 млн рублей.
Отмечается, что «Яндекс» нарушил закон уже второй раз. Поэтому его действия квалифицируются по ч. 4 ст. 13.31 КоАП РФ (повторное неисполнение компанией обязанности обеспечивать реализацию требований к её оборудованию и программам для проведения госорганами розыска или организации безопасности государства).
В 2022 году в ходе проверки сервиса «Яндекс.Услуги» выяснилось, что компания не подключила необходимое оборудование для слежения и не передавала данные по требуемым каналам правоохранительным органам.
Что всё это значит?
На суде представитель «Яндекса» сообщил, что у компании не было умысла нарушать закон. Но соблюсти его не позволили санкции. Компании нужно было закупить, установить и настроить технические средства и программное обеспечение иностранного производства.
Реестр организаторов распространения информации (ОРИ) действует с 2014 года. Кроме «Яндекса» там находится множество других популярных массовых российских сервисов. Например, «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мейл.ру», HeadHunter.ru и другие. Все они могут собирать большой массив данных о своих пользователях, которые должны передать правоохранителям по первому же запросу.
Согласно ст. 10.1 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», включённая в ОРИ компания обязана хранить и передавать органам:
Текстовые сообщения пользователей, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения.
Поэтому нужно учитывать, что содержимое нашей переписки, или передаваемые файлы через российские сервисы, легко могут попасть третьим лицам.
В начале года Роскомнадзор внёс в ОРИ платёжный сервис Qiwi. О том, что изменится для клиентов можно прочитать в нашем материале: «ФСБ получит данные клиентов Qiwi. Что это значит и пора ли закрывать кошелёк?».