Мы знаем очень много про вече, но этого порой недостаточно, чтобы максимально полно понять масштаб такого интересного и многогранного явления волеизлияния народа. Время его бытности - это начало времён и до 15 века нашей эры. Начиналось все с дружинного вече (Военного вече, где обсуждалась тактика боя, выбирались десятники, сотники, и т.п.), а закончилось сбором людей по всем основным жизненным вопросам. Красивое слово в полногласии: «Ве-че» имеет лексическое значение в качестве совета, договора, смотра войск. Существуют множество ответвлений и различных интерпретаций данного социально-политического явления, но основные его показательные факторы являются очень любопытными для широкого рупора, или, если по-русски, широкой огласки, чем мы, собственно, и занимаемся. Представьте, что выборы правильного решения по острым социальным, политическим, военным, судебным и прочим делаем, принимаются публично, путём обсуждения и голосования. Просто представьте себе, что и до Московской Руси были вполне себе институты республики, которые имели широкое распространение и по своей значимости имели колоссальный эффект. Это вам не закрытые выборы, тайные, легко фальсифицируемые и не имеющие большой поддержки в народных кругах современной России. Людям нужна публичность, возможность высказаться, возможность увидеть соборность решения, возможность реально повлиять на принятое решение. Это, в моем понимании, и есть истинная демократия, которая берёт свои истоки с патриархально-племенных времён и, естественно, без древней подоплёки тут не обошлось, так как сама суть вече - исконно наша традиция. Суть вече заключалось в том, что сходом глав семейств, преимущественно мужского пола, но в ранних своих проявлениях могли там присутствовать и женщины (так как термин большачка был распространен в славянских племенах и обозначал как раз женщину, старшую в роду, и ответственную за дела большой семьи или рода). С принятием христианства женщину стали задвигать глубоко на задний план от социальных и, тем более, политических проблем, обвинив всех женщин в первородном грехе. Итак, на вече могли собираться главы больших семей. Что это значило, если смотреть глубже. Представьте, что под семьёй понимается человек 50, а то и более люда разных возрастов. Раньше селились родичи рядом и совместно вели хозяйство. Понятное дело, что старший в роду понимал, какие проблемы есть у его семьи, как семья видит развитие своего ремесла, решение своих проблем и т.п. Поэтому когда собирались 200-300 глав семей, то это за ними стояло несколько тысяч человек. И решали они вопросы как злободневные, например, где ставить разграничительный камень или копать новый колодец, так и до выбора старшего над собой, то есть князя. Каждый озвучивал свою позицию, все спорили, обсуждали, голосовали, принимали решение сообща. Это очень сильный институт народного права, который имел силу, реальную силу, даже иногда отменял распоряжения князя. Вече были и уличные - это общее вече всех живших на одной улице. Вече бывали по поселению, по городу и окрестностям, были великие вече. Так сказать, от важности вопросов и завесил масштаб вече. Данные институты самоуправления на Руси не до конца изжиты и забыты. Каждый помнит сборы владельцев жилых квартир дома, собрание кооперативов и т.д. Это формы нашего волеизлияния ближе всего, если убрать всю мишуру и помпезность времён КПСС, и есть народные вече малого собора, так сказать. Честность, открытость, свобода слова это всё ещё было не полито грязью, всё это было на вече. Последним оплотом вече была Новгородская республика, которая дольше всех продержалась от объединения с Москвой. Но последние 3 века до падения влияния Вече были уже отравлены боярщиной, силой князья и прочей шелухой, которая не давала народу реально влиять на общественную, культурную и социальную жизнь державы. Хотелось бы знать больше подробностей о ходе вече, его характерная структура, может какие обычаи были. К сожалению данных на эту тему не найти, но и того, что нам известно, хватает, дабы понять размах явления и его роль в жизни простых русских людей.
Источник: