Как и обещала в предыдущем выпуске из рубрики «Урок фортепиано», публикую очередной готовый урок в статейном формате.
* * *
Приветствую и благодарю за внимание дорогих коллег, музыкантов, а также всех интересующихся сферой академической музыки, музыкальной педагогики и исполнительского мастерства!
В данной рубрике предлагаю дорогому читателю побывать на открытых уроках фортепиано. В данной статье на уроке юного начинающего музыканта.
Это может быть интересно как на практическом уровне, так и в целях получения общего представления о фортепианной педагогике.
Открытый урок
Работа над каноном А. Караманова
Валентина, 2 класс, 7,5 лет
Цель урока: обозначение условий формирования линеарного слуха и музыкального мышления ученика.
Обучение основным принципам работы над полифоническим произведением начальной сложности.
Задачи урока: ознакомление ученика с некоторыми простейшими принципами строения полифонии, с понятием полифонической музыки.
Выявление и объяснение основных отличий гомофонно-гармонического и полифонического склада музыкального произведения.
Оборудование урока: фортепиано, ноты, техника для воспроизведения аудиозаписей (магнитофон/ компьютер/ телефон/ Интернет).
Ход урока
1. Озвучивание темы урока
2. Беседа с ученицей о том, что есть «полифония»
Выяснение возможных знаний о ней, также о композиторах–мастерах данного направления.
Во втором классе по программе положено исполнение полифонического произведения, что требует соответствующих знаний и навыков ученика. Это не представляется простой задачей, так как они формируются в течение длительного практического опыта работы с данным направлением музыки.
Учитель: «Скажи, пожалуйста, Валентина, знаешь ли ты значение слова «полифония»? Слышала ли ты раньше о том, что такое полифоническая музыка? Смогла бы определить её на слух?»
Ученица: «Нет, никогда не слышала об этом. Это такая форма музыки?».
Учитель: «Молодец. Ты почти правильно ответила на мой вопрос. Но, всё же, полифония это не просто форма музыки. Можно сказать, это особая наука, как математика. Только здесь мы находим и решаем задачи и примеры не в цифрах, а с помощью нот.
Полифоническая музыка это целое направление, это форма музыкального изложения.
Как, например, можно читать рассказ в повествовательной форме, а можно те же события описать в стихах. Так и в музыке, из одних и тех же «слов» можно выстроить похожую мысль совершенно по-разному.
В полифонии много голосов, выстраивающихся в мелодические линии музыкальной материи. Каждая из этих «линий» имеет своё место и значение. Такой тип изложения музыки называется полифоническим, то есть многоголосным».
3. Учитель приводит аудио примеры полифонической музыки, инвенций И. С. Баха
Учитель (после прослушивания): «Что ты можешь сказать об этой музыке? Какая она по-твоему?»
Ученица: «Мне кажется, что это сложно. Как будто всё постоянно движется и не останавливается. И ещё, немного грустно, когда её слушаешь».
Для ученика 2 класса покажутся сложными и в какой-то степени непонятными, недоступными принципы построения полифонической музыки (в лучшем случае; или же они вообще могут не восприниматься на слух). Так как на это должны затрачиваться определённые усилия логического мышления, а также линеарного музыкального мышления и слуха, которое у детей в этом возрасте недостаточно развито.
Прежде его нужно развивать, в основном посредством осознанной работы.
Поэтому, первоначально, нужно стараться объяснять полифонические приёмы в музыке при помощи как можно более простых ассоциаций.
Например, если речь идёт о каноне или канонической имитации (в одном голосе вопрос - в другом тут же ответ из мелодической структуры того же вопроса), можно объяснить ученику, что это будто разговор двух сестричек-двойняшек и т.д.
Абстрактные понятия неэффективны для донесения детям той или иной информации.
Учитель: «Да, действительно, в полифонической музыке существуют свои уникальные принципы, по которым строится мелодия и её развитие. Оно не прекращается до самого последнего такта!
Возможно, сосредоточенный характер музыки показался тебе несколько «грустным». Всё более серьёзно, чем обычно.
А как можно отличить танцевальную музыку от полифонии, которую мы только что услышали? Как тебе кажется?»
Ученица: «Под эту музыку невозможно танцевать! Здесь всё слишком плавно, будто льётся как вода или тянется как жвачка!».
Учитель, улыбаясь: «Потому что здесь отсутствует танцевальность – определённые музыкальные мелодические «жесты», акценты, которые есть в танце, которые его характеризуют.
Это — полифония, здесь все мелодии-линии равны по своему значению, всё как бы длится по горизонтали, без резких контрастов. Фактура не меняется. Вот как твоё платье из одной ткани сшито.
А в танце есть своя «вертикаль», создаваемая сочетанием мелодии и баса –аккомпанемента, гармонии в виде аккордов (интервалов), которые можно встретить преимущественно в левой руке.
Такую музыку мы относим к гомофонно-гармонической. Когда есть один голос и к нему добавляется гармония, как фон, общее заполнение звучащего пространства.
А теперь, давай посмотрим, как всё это происходит в каноне (Караманова), который ты будешь разбирать. Посмотри в ноты, здесь встречаются аккорды в левой руке?
Ученица (смотрит внимательно в нотный текст): «Нет» – удивлённо смотрит на учителя. «Здесь только мелодия!»
Учитель: «Потому что это полифония. Здесь всё есть мелодия. И она происходит в одновременности во всех голосах, вступая в разное время то в одном, то в другом голосе».
4. Разбор «Канона»
Учитель подробно объясняет, что эта мелодия – тема, главный «герой», «персонаж», который есть в любом полифоническом произведении. Что она (тема) повторяется несколько раз во всех голосах – мелодических линиях, но в разное время.
Что это что-то типа диалога, который в полифонии называется каноном. То есть, канон – как жанр полифонической музыки, так и особый полифонический приём развития.
Учитель рассказывает о том, что композитор называет своё произведение «Каноном» именно потому, что использует в нём данный приём.
Выводы
Разъяснение полифонической музыки – одна из самых сложных задач в фортепианной педагогике, на мой взгляд.
Очень важно качественно и доступно донести до ученика, что полифония, это «не страшно», когда её понимаешь. Работать с ней сложно, но очень интересно. И сама музыка особенно красива, как на уровне нотной графики, так и в мелодико-гармоническом отношении.
Важно с самого начала вызвать желание ученика работать над этим видом музыкального материала, познавать и совершенствоваться, так как это способствует формированию и развитию линеарного музыкального мышления и слуха музыканта.
Также в этом заложен ключ к успеху освоения других форм фортепианной музыки.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи из этой рубрики:
Подробнее о моих уроках: