Найти в Дзене

Урок фортепиано 2. Полифония для начинающих. Канон

Оглавление
Анастасия Васильевна, преподаватель фортепиано и автор канала
Анастасия Васильевна, преподаватель фортепиано и автор канала

Как и обещала в предыдущем выпуске из рубрики «Урок фортепиано», публикую очередной готовый урок в статейном формате.

* * *

Приветствую и благодарю за внимание дорогих коллег, музыкантов, а также всех интересующихся сферой академической музыки, музыкальной педагогики и исполнительского мастерства!

В данной рубрике предлагаю дорогому читателю побывать на открытых уроках фортепиано. В данной статье на уроке юного начинающего музыканта.

Это может быть интересно как на практическом уровне, так и в целях получения общего представления о фортепианной педагогике.

Открытый урок

Работа над каноном А. Караманова

Валентина, 2 класс, 7,5 лет

Цель урока: обозначение условий формирования линеарного слуха и музыкального мышления ученика.

Обучение основным принципам работы над полифоническим произведением начальной сложности.

Задачи урока: ознакомление ученика с некоторыми простейшими принципами строения полифонии, с понятием полифонической музыки.

Выявление и объяснение основных отличий гомофонно-гармонического и полифонического склада музыкального произведения.

Оборудование урока: фортепиано, ноты, техника для воспроизведения аудиозаписей (магнитофон/ компьютер/ телефон/ Интернет).

Ход урока

1. Озвучивание темы урока

2. Беседа с ученицей о том, что есть «полифония»

Выяснение возможных знаний о ней, также о композиторах–мастерах данного направления.

Во втором классе по программе положено исполнение полифонического произведения, что требует соответствующих знаний и навыков ученика. Это не представляется простой задачей, так как они формируются в течение длительного практического опыта работы с данным направлением музыки.

Учитель: «Скажи, пожалуйста, Валентина, знаешь ли ты значение слова «полифония»? Слышала ли ты раньше о том, что такое полифоническая музыка? Смогла бы определить её на слух?»

Ученица: «Нет, никогда не слышала об этом. Это такая форма музыки?».

Учитель: «Молодец. Ты почти правильно ответила на мой вопрос. Но, всё же, полифония это не просто форма музыки. Можно сказать, это особая наука, как математика. Только здесь мы находим и решаем задачи и примеры не в цифрах, а с помощью нот.

Полифоническая музыка это целое направление, это форма музыкального изложения.

Как, например, можно читать рассказ в повествовательной форме, а можно те же события описать в стихах. Так и в музыке, из одних и тех же «слов» можно выстроить похожую мысль совершенно по-разному.

В полифонии много голосов, выстраивающихся в мелодические линии музыкальной материи. Каждая из этих «линий» имеет своё место и значение. Такой тип изложения музыки называется полифоническим, то есть многоголосным».

3. Учитель приводит аудио примеры полифонической музыки, инвенций И. С. Баха

Учитель (после прослушивания): «Что ты можешь сказать об этой музыке? Какая она по-твоему?»

Ученица: «Мне кажется, что это сложно. Как будто всё постоянно движется и не останавливается. И ещё, немного грустно, когда её слушаешь».

Для ученика 2 класса покажутся сложными и в какой-то степени непонятными, недоступными принципы построения полифонической музыки (в лучшем случае; или же они вообще могут не восприниматься на слух). Так как на это должны затрачиваться определённые усилия логического мышления, а также линеарного музыкального мышления и слуха, которое у детей в этом возрасте недостаточно развито.

Прежде его нужно развивать, в основном посредством осознанной работы.

Поэтому, первоначально, нужно стараться объяснять полифонические приёмы в музыке при помощи как можно более простых ассоциаций.

Например, если речь идёт о каноне или канонической имитации (в одном голосе вопрос - в другом тут же ответ из мелодической структуры того же вопроса), можно объяснить ученику, что это будто разговор двух сестричек-двойняшек и т.д.

Абстрактные понятия неэффективны для донесения детям той или иной информации.

Учитель: «Да, действительно, в полифонической музыке существуют свои уникальные принципы, по которым строится мелодия и её развитие. Оно не прекращается до самого последнего такта!

Возможно, сосредоточенный характер музыки показался тебе несколько «грустным». Всё более серьёзно, чем обычно.

А как можно отличить танцевальную музыку от полифонии, которую мы только что услышали? Как тебе кажется?»

Ученица: «Под эту музыку невозможно танцевать! Здесь всё слишком плавно, будто льётся как вода или тянется как жвачка!».

Учитель, улыбаясь: «Потому что здесь отсутствует танцевальность – определённые музыкальные мелодические «жесты», акценты, которые есть в танце, которые его характеризуют.

Это — полифония, здесь все мелодии-линии равны по своему значению, всё как бы длится по горизонтали, без резких контрастов. Фактура не меняется. Вот как твоё платье из одной ткани сшито.

А в танце есть своя «вертикаль», создаваемая сочетанием мелодии и баса –аккомпанемента, гармонии в виде аккордов (интервалов), которые можно встретить преимущественно в левой руке.

Такую музыку мы относим к гомофонно-гармонической. Когда есть один голос и к нему добавляется гармония, как фон, общее заполнение звучащего пространства.

А теперь, давай посмотрим, как всё это происходит в каноне (Караманова), который ты будешь разбирать. Посмотри в ноты, здесь встречаются аккорды в левой руке?

Ученица (смотрит внимательно в нотный текст): «Нет» – удивлённо смотрит на учителя. «Здесь только мелодия!»

Учитель: «Потому что это полифония. Здесь всё есть мелодия. И она происходит в одновременности во всех голосах, вступая в разное время то в одном, то в другом голосе».

4. Разбор «Канона»

Учитель подробно объясняет, что эта мелодия – тема, главный «герой», «персонаж», который есть в любом полифоническом произведении. Что она (тема) повторяется несколько раз во всех голосах – мелодических линиях, но в разное время.

Что это что-то типа диалога, который в полифонии называется каноном. То есть, канон – как жанр полифонической музыки, так и особый полифонический приём развития.

Учитель рассказывает о том, что композитор называет своё произведение «Каноном» именно потому, что использует в нём данный приём.

Выводы

Разъяснение полифонической музыки – одна из самых сложных задач в фортепианной педагогике, на мой взгляд.

Очень важно качественно и доступно донести до ученика, что полифония, это «не страшно», когда её понимаешь. Работать с ней сложно, но очень интересно. И сама музыка особенно красива, как на уровне нотной графики, так и в мелодико-гармоническом отношении.

Важно с самого начала вызвать желание ученика работать над этим видом музыкального материала, познавать и совершенствоваться, так как это способствует формированию и развитию линеарного музыкального мышления и слуха музыканта.

Также в этом заложен ключ к успеху освоения других форм фортепианной музыки.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи из этой рубрики:

Подробнее о моих уроках: