Продолжаю свои открытые уроки фортепиано в статейном формате.
* * *
Благодарю за внимание дорогих читателей и надеюсь, что затраченное на него время восполнится для вас пользой и интересными впечатлениями!
Открытый урок
Работа над «Andantino» А. Хачатуряна
Пётр, 3 класс, 9 лет
Цель урока: освоение техники игры легато в кантилене.
Задачи урока: пояснение жанра, образной сферы произведения. Ознакомление с понятием «певучего» звука в фортепианной игре.
Оборудование урока: фортепиано, ноты.
Ход урока
1. Озвучивание темы урока
2. Учитель исполняет «Andantino»
Ученик внимательно слушает, после чего учитель выясняет у ученика, насколько он понимает жанровую специфику данного произведения. Рассказывает о том, как она проявляется в музыке на уровне образной сферы, о технических особенностях исполнения.
Учитель: «Перед нами известное «Андантино» Арама Хачатуряна, одного из выдающихся отечественных композиторов прошлого столетия.
Это произведение можно назвать миниатюрой ввиду небольшого объёма, но при этом ярко выражающем характер и соответствующие ему образы.
Несмотря на то, что это сочинение входит в «Детский альбом» композитора, посвятившего его своим детям и племянникам, в этой музыке кроется какой-то личный, «взрослый», композитором заложенный смысл. Тебе не кажется?
Что ты можешь рассказать об этом? О чём или о ком эта музыка, как ты думаешь? Какая она?»
Ученик: «Красивая музыка! Не хочется, чтобы она останавливалась. Играть её трудно наверное, а слушать можно всё время! Здесь будто бы кто-то грустит, может о чём-то задумался».
Учитель: «Конкретно это произведение Арам Ильич посвятил своей дочери Нунэ. Прежде всего, это «подарок», как открытка близкому человеку. В ней навсегда осталась частица композиторской души. Допустим, что здесь присутствует какое-то размышление, может и грусть. Как будто отец скучает по ней, когда не может быть рядом. Возможно, композитор «рисует» образ любимой дочери.
А что можно сказать о мелодии? О главной теме? Она больше вокальная или может это марш?»
Ученик: «Нет, не марш! Скорее песня. Её можно спеть!»
Учитель: «Соглашусь с тобой. Однако, название произведения «Andantino» не указывает конкретно на то, что это вокальный жанр, так как изначально на итальянском языке это обозначает темп. Все термины в музыкальном искусстве приняты на итальянском языке.
Темп Andantino немного более подвижен, нежели Andante, что в переводе на русский значит «идти», неспешным шагом.
А может это колыбельная?»
Ученик: «Если сыграть слишком медленно, можно и уснуть».
Учитель: «Но тебе спать не следует, ведь ты исполнитель. Напротив, нужно каждое мгновение активно работать слухом, вести мелодию с первого такта до финальной черты.
Для того, чтобы это удалось, необходимо овладеть приёмом игры «легато» и буквально «петь» на фортепиано. Необходимо проинтонировать каждый мелодический ход, чтобы удержать внимание слушателя».
Ученик: «Как это? Что значит проинтонировать?»
3. Разбор и работа над легато
Учитель: «В музыке, как в человеческой речи, все мотивы, как и произносимые слова, объединяются определённым значением той интонацией, с которой мы их произносим.
В музыке это называют фразировкой.
То есть части предложения – фразы, произносятся с определённым выражением, с учётом «знаков препинания» и смысла, предполагаемого самой музыкой. Может это вопрос, или ответ, приказ, а может – жалоба и т.д.
В музыкальном тексте такими «знаками препинания» могут быть мелодические окончания фразы, то есть те моменты, когда ты слышишь, чувствуешь, что в мелодии заканчивается одна мысль и начинается другая.
Так вот, это очень важные моменты. И важно именно то, как ты ведёшь эти мелодические линии, насколько выразительно и в то же время грамотно, без преувеличений наполняешь их той или иной интонацией.
Для этого нужно очень чутко слышать движение мелодии, идти за ней, направлять, ювелирно обрамлять её эмоциональную и логическую структуру словно бриллиант.
Но для этого нужно разгадать, о чём именно пишет композитор. При этом ты сам можешь быть немного «композитором», по-своему пересказывая авторский текст, но, при этом очень важно не исказить его, а именно привнести в него то, что раскроет ключевое, основное значение музыки, которую ты исполняешь.
В этом нам помогает интонирование, умение подбирать соответствующие приёмы игры, качество прикосновения к инструменту, способ звукоизвлечения.
Попросту сказать, интонирование – это распределение напряжения и качества звука. Здесь чуть тише, здесь громче, здесь мягче, а вот здесь – острее и т.д. Это то, как ты управляешь насыщением звука его различными свойствами. А это значит, что нельзя играть просто так, «нажимая кнопки» на деревянной панели.
Сейчас попрошу тебя сыграть первые 8 тактов мелодии в правой руке».
Ученик играет первое предложение. Учитель останавливает его:
Учитель: «Спасибо. Все ноты верно сыграл и в ритме был довольно точным. Но вот легато (legato) не вышло. Что это вообще за понятие такое?»
Ученик: «Это значит, нужно играть все ноты слитно, вот так» (показывает).
Учитель: «А легато, это значит просто «не отрывать руку от клавиатуры»? И всё? Этого достаточно? Ведь цель – сам звук. А что ещё нужно для того, чтобы добиться легатного, слитного звучания?
Ведь качество звука зависит не только от того, в каком положении руки ты его берёшь, а от того – с каким намерением: каким выходит этот звук.
А это в свою очередь зависит от того, насколько ты хорошо его слышишь, его связь с другими звуками ближайшими к нему. В этом и заключается игра «легато», слитного, певучего звука, который выходит от идеальной связи одной звучащей нотки с другой.
И если можно было бы чисто технически сыграть легатным звуком при этом высоко размахивая руками, это бы всё равно осталось легато. Но это невозможно, так как звук и физиология исполнителя, то есть всё наше тело, очень связаны друг с другом. Поэтому прежде нужно освободить его, прочувствовать каждый зажим и отпустить его.
Приноровиться к клавиатуре и «вырисовывать» эту мелодию умеренным движением руки с необходимой весовой опорой «в инструмент».
Необходимо слышать и сопоставлять, как один звук связан с другим именно его качественными свойствами: силой удара/нажима, штрихом и т.д. То есть, если здесь под одной лигой четыре восьмушки, это не значит, что всё получится, если просто играть, не отрывая руки от клавиш. Этого недостаточно.
Тем более между лигами, окончанием одного мотива, фразы и началом последующей необходимо дыхание! И каждая из этих четырёх восьмушек должна отличаться одна от другой по звучанию. Однако, одна из другой выходить, предваряя следующую. Между ними должна быть качественная связь.
В этом суть процесса пения на фортепиано. Когда ты посредством слуха и владения рукой организовываешь горизонталь звуковедения. Не просто собираешь две руки по вертикали, а при этом ещё и ведёшь эту «вертикаль» по горизонтали направления движения музыкальной ткани.
В этом одна из основных сложностей игры на фортепиано – воспроизведение нотированной «вертикали» в горизонтальном движении развития музыки.
Музыка, это процесс. Даже в моменты пауз. Так как любая остановка в живой музыке, это лишь сиюминутное молчание, но не прекращение дыхания. Как только останавливается процесс, останавливается музыка, даже если она продолжает звучать.
Выводы
Освоение приёма игры легато на фортепиано одна из самых сложных задач в разделе исполнительского мастерства. Для её достижения требуется осознанная практическая работа ученика при слуховой и тактильной концентрации внимания для нахождения удобного ощущения в руке, и впоследствии надлежащего звукоизвлечения.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи из этой рубрики:
Подробнее о моих уроках: