Пока идёт подготовка предложенных в предыдущем посте материалов, хотелось бы несколько разнообразить тематическое наполнение канала. И чтобы дорогой читатель не успел заскучать, делюсь уроком фортепиано в статейном формате.
Если он окажется интересным для аудитории, планирую продолжать выпуски из этой рубрики.
* * *
Данная статья может оказаться полезной для тех, кому интересна непосредственно практическая работа за фортепиано. А также, как и любой открытый урок, она приветствует всех желающих окунуться в атмосферу пианистической работы, конкретно здесь в процесс урока с юными учениками.
Также искренне благодарю за внимание всех коллег, которым это не покажется чем-то новым, а может даже станет поводом поделиться личным педагогическим опытом и рекомендациями.
Открытый урок
Работа над этюдом Л. Шитте, Соч. 68, № 7
Мария, 4 класс, 10 лет
Цель урока: донесение до ученика основных принципов работы с арпеджио, преодоление технических неудобств в процессе их разбора.
Задачи урока: разъяснение принципа позиционной игры арпеджио. Слуховая и техническая работа с её гармонической структурой.
Оборудование урока: фортепиано, ноты.
Ход урока
1. Озвучивание темы урока
2. Прослушивание разбора домашнего задания. Ученица исполняет этюд по нотам в рабочем темпе
Далее идёт беседа о том, что в принципе есть этюд, каково его назначение в общем и конкретно данного этюда Шитте:
Учитель: «Спасибо. Сейчас подробно разберём предстоящую работу с этюдом, определим, что выходит, а что получается хуже. И что с этим делать. Но сначала, давай поговорим о том, для чего вообще нам необходимы этюды? И как ты думаешь, в чём основная трудность именно этого номера?»
Ученица: «Этюды нужны для тренировки, чтобы лучше играть. Как и гамма. А здесь неудобно играть арпеджио в правой руке, особенно с этими скачками в басу в левой!»
Учитель: «Всё так. Этюд – своего рода упражнение, прорабатывая которое, мы овладеваем определённым навыком игры того или иного приёма, чтобы потом, встретившись с ним в более крупном, программном сочинении, не затрачивать колоссальное время и силы на то, чтобы освоить исполнение общих форм движения».
Ученица: «А что это, общие формы движения?»
Учитель: «Это как раз то, что у тебя с трудом выходит в данном этюде. Если говорить в общем, – это фактура, так сказать не главное, не мелодия, а то, что заполняет музыкальное, звучащее пространство любого произведения гомофонно-гармонического склада.
То есть (показывает): вот мелодия, например. А здесь, в левой руке – те самые «общие формы движения», гармоническая основа, движущая сила баса и общей пульсации музыки.
Ученица: «А в моём этюде как выходит? Ведь в правой руке арпеджио, это фактура получается, а в левой – гармония, басы».
3. В следующей части урока происходит разбор арпеджио, как общей формы движения этюда, а также скрытой мелодической линии в ней
Учитель обозначает основные трудности и объясняет как с ними работать.
Учитель: «Давай подумаем. Если в левой бас – ты слышишь гармонию. А где ты слышишь мелодический голос, где он скрыт? Сыграй с начала. Послушай».
Ученица играет несколько первых тактов, учитель останавливает её.
Учитель: «И что можно сказать? Есть ли здесь мелодия вообще?»
Ученица: «Да! Я слышу её в правой руке, как будто внутри арпеджио».
Учитель: «Верно. Так и есть. А теперь давай разберём, как же нужно работать с арпеджио, чтобы эта мелодия «вырисовывалась» из общей фактуры в правой руке?»
Учитель показывает и рассказывает: «Сейчас разберём правую руку. Очень важно не просто так бездумно проигрывать сто раз ноты, выписанные на бумаге.
Во-первых. Необходимо определиться с аппликатурой в этом этюде. Раз и навсегда. И каждый раз играть одними и теми же пальцами. Иначе – нет смысла в этих проигрываниях. Ты не даёшь возможности ни своим рукам, ни голове запомнить, а значит – выграться в эту музыку. Каждый раз ты учишь с начала и в никуда.
Во-вторых. Самый неудобный момент в игре арпеджио – «развороты» в руке, смена так называемых позиций. Но, чтобы определить максимально удобное положение руки, необходимо определить сперва, а что это за позиция.
Увидеть свою руку на клавиатуре. Как она расположена, какую «гармоническую формулу» охватывает и в какую переходит следом. А главное – как они связаны между собой! Каким незаметным, ловким, гибким, максимально не требующем особых усилий и лишних движений приёмом переноса, скольжения, либо «подкладывания» первого пальца.
То есть разбери, разложи по гармоническим ячейкам всю эту фактуру.
Каким образом: играй первое предложение, 4 такта. Дальше не иди пока в них не разберёшься. Определи гармонии, которые составляют это общее движение и проиграй их не в виде арпеджио – то есть в мелодическом варианте того же самого аккорда – а собственно аккордами, т.е. собери арпеджио в единую гармонию.
Возьми все мелодические звуки каждого арпеджио вместе. Вслушайся в каждую гармонию и прочувствуй её всей рукой. Поиграй все арпеджио аккордами. И в этот момент обрати внимание, как верхушечка этих гармоний выстраивается в мелодическую линию этого этюда.
Весомое внимание удели первому пальцу. Он у тебя очень уж неуклюж. Тяжёлый, неповоротливый. И всё время норовит вести мелодический голос, которого у него нет.
Нужно направлять энергию с первой доли, то есть чаще всего здесь – сверху каждого арпеджио. Вот так: сверху брать его. После дыхания руки. Свободной рукой, объединяющим, направляемым самим движением музыки приёмом игры. Рука идёт за мелодией! Она не статична. Не из железобетона создана. Она гибкая, живая. Она – рука – часть твоего тела. Освободи его и почувствуй себя в своих же руках.
А у тебя выходит так, что верхушка арпеджио смазывается, или не звучит вообще, потому что ты «задыхаешься» оттого, что не берёшь его сверху, ныряешь вглубь воды без запаса кислорода в лёгких. Как это так?
А первый палец вообще всё время мешает тебе играть. А должен наоборот – быть словно руль автомобиля, легко и беспрекословно подчиняться твоей воле направления движения.
Также важно распределение силы в руке. Не играй каждым пальцем, не нужно делать перпендикулярные клавиатуре движении руки кроме тех, что необходимы при взятии начала новой «вязи» арпеджио.
Веди руку параллельно клавиатуре. Без толчков. Давай энергию в пятый палец, в сильную долю, и веди её до конца линии легато. Пока не начнётся новая арпеджированная гармоническая комбинация».
4. Разбор левой руки
Учитель: «Прежде чем собирать этюд двумя руками, необходимо как следует ознакомиться с каждой в отдельности не только головой, то есть понять, как всё здесь устроено. Но и руками – некоторое время ОСОЗНАННО выгрываться в фактуру, найти необходимый приём. Почувствовать удобство в руках. И параллельно, постепенно осваивать игру двумя руками.
Когда не выходит правая рука, это одно. А когда и левая не выходит, а приходится играть это всё двумя – тогда это вообще не представляется возможным.
Бас здесь напоминает аккомпанемент в кружении вальса.
Основная сложность здесь: не «садиться» на бас и не дёргать руку при переносе от нижнего, лёгкого, пружинного басового звука к аккорду двумя октавами выше.
Сперва выработай это движение. Оттолкнувшись от баса, руке уже следует незаметно «проскользить» вверх не чрезмерно выпуклой дугой в направлении следующего за ним аккорда. И уже быть готовой взять его в нужную долю! А не так, как делаешь ты: села на бас, да ещё и кисть уронила, «посидела» на нём, а потом дёргаешь руку наверх, к тому же впопыхах попадая на неверные ноты и с опозданием.
Выводы
В данном разборе не была затронута образная сфера этюда, так как это не является основной темой данной методической разработки. Однако она имеет место быть, помимо технической работы над любым произведением.
Главная и самая трудная задача преподавателя в работе с учеником над этюдами любой сложности и технической направленности – научить разбирать целое на его составные части и работать с ними правильно подобранным методом. По большей части это относится не к самой форме произведения, а к более мелким ячейкам его структуры – его фактурной составляющей.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи из этой рубрики:
Подробнее о моих уроках: