Найти тему
Изян

Древняя израильская и иудейская религия

Оглавление

Еще в 10 веке до нашей эры израильская и иудейская религия начала появляться в более широкой западно-семитской культуре, также известной как ханаанская культура. Между 10 и 7 веками до нашей эры древняя израильская и иудейская религия была политеистической. Политеизм, однако, уравновешивался поклонением одному или двум основным божествам, практика, известная как генотеизм (van der Toorn, 2047). Генотеизм — это признание и поклонение многим божествам; однако основное поклонение вращается вокруг одного божества. В иудейских и израильских общинах в первую очередь поклонялись Яхве. Поскольку и Иудея, и Израиль были развивающимися государствами, Яхве был национальным божеством, и эта идея восходит к религиозным практикам бронзового века.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Карта Палестины около 830 г. до н.э., на которой показаны царства Израиля и Иудеи, а также окружающие царства и племена.
Карта Палестины около 830 г. до н.э., на которой показаны царства Израиля и Иудеи, а также окружающие царства и племена.

С точки зрения практики, храмовое поклонение и жертвенные ритуалы, такие как Йом-Кипур, праздники Новолуния, Песах и другие праздники, играли центральную роль. Такие практики, как гадание и пророчество, также были распространенными формами религиозного поклонения. С точки зрения действий, этическое поведение играло важную роль в том, как древние израильтяне и иудеи выражали религиозную преданность.

В следующих абзацах мы более подробно рассмотрим вышеупомянутые аспекты древней израильской и иудейской религии. Сосредоточившись на периоде между 10 и 7 веками до нашей эры, мы рассмотрим более широкую западно-семитскую культурную структуру, семейную религию, генотеизм, ритуалы и этическое поведение.

Более широкий западно-семитский контекст

Между 10 и 7 веками до нашей эры древняя израильская и иудейская религия существовала в культовом и храмовом контексте. Хотя многие еврейские и христианские традиции предполагают, что Яхве был главным и единственным божеством на протяжении всей израильской и иудейской религиозной истории, археология, надписи и сама еврейская Библия свидетельствуют об обратном. Тем не менее, считалось, что божество, которому поклоняются, обычно Яхве, физически присутствует в храме, имеет тело и является личным богом с эмоциями и силой воли.

Более того, древняя израильская и иудейская религии разделяли общую идею о том, что божество есть божественная сущность. Эта божественная сущность часто выражалась через понятие святости. Итак, от верующих требовалось поддерживать святость храма, чтобы божество могло жить в храме, который считался его или ее домом. Для этого божествам приносились жертвы, подношения и литургии. Вообще говоря, они составляют основу того, как древние израильтяне и иудеи выражали религиозную преданность своему божеству.



Перед Саулом и Давидом


До того, как централизованная власть или государство начали формироваться примерно в 10 веке до нашей эры, люди в Сирии и Палестине практиковали форму семейной религии. Об этом свидетельствуют литература, относящаяся к XII веку до н. э. (1200 г. до н. э.; письма Амарны), и различные надписи по всей Сирии и Палестине. Однако данные фрагментарны. Другими словами, это как если бы у нас было от 400 до 2000 частей головоломки. Тем не менее, когда мы связываем загадку с другими историческими источниками из истории, становится ясно, что семейная религия была нормой, когда Израиль и Иудея начали формировать национальную идентичность. Таким образом, вполне возможно, что «семьи чтили своих предков словесными обрядами и приношением подношений и сосредотачивали свою религиозную преданность на «боге отца» или «боге дома». идентичность в своем происхождении и месте происхождения» (ван дер Тоорн, 1996: 177).

Это была атмосфера или контекст, в котором начали появляться древние израильская и иудейская религии. Тем не менее, вопрос о том, как называть людей до формирования израильской и иудейской национальной идентичности, является предметом горячих споров. Тогда для простоты мы будем называть их протоизраильтянами. Предполагая, что еврейская Библия отражает протоизраильскую религию, некоторые ученые подозревают, что они совершали ритуалы в честь умерших. Опираясь на пример из 1 Царств 20, ван дер Тоорн объясняет:



Из отрывка мы узнаем, что была общая трапеза, во время которой ели мясо…; что «весь клан»… должен был присутствовать; что он праздновался в Вифлееме, родном городе Давида, предположительно потому, что это было место, где претензия имела свою унаследованную землю, в которой были похоронены предки… На основании этих данных было высказано предположение, что… клановое жертвоприношение было на самом деле «случай, когда генеалогические отчеты использовались для вызова имен умерших предков». (214)



Другими словами, вполне вероятно, что протоизраильтяне практиковали какой-то клановый или семейный ритуал. По мере того как древняя израильская и иудейская религия все больше и больше приближалась к монотеизму между 10 и 6 веками до нашей эры, понятие семейной религии стало частью древней Иудеи. Идея дома Израиля или дома Иуды коренится в идее семейной религии. Однако с появлением более широкой сети политических союзов под названиями Израиль и Иуда семейное божество стало божеством государства.



Генотеизмн


Помимо еврейской Библии, один из лучших примеров древней израильской и иудейской религии происходит из археологического памятника под названием Кунтиллет Аджруд, который, возможно, датируется 10 веком до нашей эры. Одна надпись с этого сайта гласит: «ЯХВЕ Самарии и Ашерате». Другая надпись гласит: «ЯХВЕ Темана и Ашераты» (Нааман, 305). Обе эти надписи демонстрируют, что некоторые древние израильтяне и иудеи не были монотеистами в том, как они исповедовали религию; скорее, они были генотеистическими. ЯХВЕ, что можно прочитать как Яхве, был главным племенным божеством. Он наиболее известен из еврейской Библии. Ашерата, также известная как Ашера, была божеством в угаритском пантеоне. Она также является обычной фигурой в еврейской Библии. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что среди всего спектра того, как люди в древнем Израиле и Иудее исповедовали религию, в культах почитались Ашера и Яхве. Однако приоритет, как правило, отдавался Яхве.

Надпись из другого археологического памятника (Хирбет-эль-Кум, 8 век до н.э.) гласит следующее: «Благословен Уриаху ЯХВЕ, ибо через Ашерату Он спас его от врага». Здесь мы видим веские доказательства того, что Ашерата, божество, представляло человека по имени Уриаху перед Яхве. В угаритской литературе мы видим подобное понимание божеств. Угаритская богиня Атират была посредником для Эль, главного бога угаритского пантеона. Параллель в том, как люди понимали божества (Яхве относится к Ашерате, как Эль к Афирату), демонстрирует, что древний Израиль и Иудея имели общие культурные и религиозные рамки с более широкой западно-семитской культурой; тем не менее, они также были уникальны в том смысле, что поклонялись определенному божеству, которое уникальным образом представляло их племенную систему (системы). Примечательно, однако, что эта интерпретация все еще обсуждается в научных дискуссиях (см. Smith 2002, 125; Smith 2001, 72-73).

Это изображение городских ворот древнего иудейского и укрепленного города, известного как Хирбет-Кейафа, раскопанное Сааром Ганором и Йосефом Гарфинкелем. 11-8 века до нашей эры.
Это изображение городских ворот древнего иудейского и укрепленного города, известного как Хирбет-Кейафа, раскопанное Сааром Ганором и Йосефом Гарфинкелем. 11-8 века до нашей эры.

Другие примеры взяты из самой еврейской Библии. Например, в 82-м псалме Яхве стоит в совете Эль, верховного божества в западно-семитской мифологии. Яхве обвиняет других божеств в совете в том, что они не помогают бедным и нуждающимся. Другими словами, другие божества не смогли выполнять свою работу как божества. В результате Эль лишает божеств божественного статуса и приказывает Яхве править народами. В этом стихотворении из Иуды и Израиля мы видим пример традиции, в которой другие божества находятся внутри пантеона; однако Яхве играет центральную роль.

Повествование в еврейской Библии рассказывает аналогичную историю. Например, в 3 Царств 16:33 царь Ахав строит святилище для Ашеры. 4 Царств 17:16 даже упоминает людей, которые поклоняются Ашере и Ваалу. Точно так же поклонение Ваалу постоянно встречается на протяжении всего повествования, предполагая, что он «играл большую роль в вере израильского населения» в железном веке (DDD 1999, 137).

Кроме того, один из самых ранних переводов еврейской Библии на другой язык в 3 веке до нашей эры свидетельствует о генотеизме древнего Израиля. В Septuigant (LXX), греческом переводе еврейской Библии, Второзаконие 32:8 гласит: «Когда Всевышний разделял народы, когда рассеял сыновей Адама, Он установил границы народов по числу божественных сыновей» ( Питерсма и Райт, 2007). Всевышний является отсылкой к Эль. В этом стихе говорится, что Эль назначает нации и группы людей своим божественным сыновьям, а именно божествам. В этом стихе Яхве приписывается Израилю, а другие божества — другим народам. Таким образом, еврейская Библия сама по себе отражает генотеизм древнего Израиля и региона в более широком смысле.

И, как показывают предыдущие надписи, поклонение божествам, отличным от Яхве, кажется, было обычной частью жизни людей. На протяжении всей еврейской Библии предполагается, что Яхве всегда был божеством, которому люди должны поклоняться. Однако на основании этих надписей, Псалмов, Царств, Второзакония и других неупомянутых свидетельств мы знаем, что это не так; скорее, генотеизм, вероятно, был нормой для древних израильтян и иудеев.

Один ученый предполагает, что «что бы ни пытались передать библейские авторы, возможно, это не было… основной формой веры или религиозного обряда» (Гилмор, 100). Другими словами, еврейская Библия не совсем точно представляет, как люди на самом деле исповедовали религию в древнем мире. Он утверждает это, потому что сама еврейская Библия, вероятно, была отредактирована и составлена между 7 и 3 веками до нашей эры. Таким образом, хотя еврейская Библия сохраняет традиции, восходящие к 11 веку до н.э., богословские и культурные позиции между 7 и 3 веками до н.э., вероятно, ушли в прошлое, и среди них был монотеизм.

Практика и ритуал


Предложив основную идею того, что и как некоторые древние израильтяне и иудеи могли думать о своих божествах, мы теперь можем посмотреть, как древние иудеи и израильтяне исповедовали религию в своей материальной среде. Другими словами, что они делали физически, чтобы поклоняться своему главному божеству, Яхве?

Согласно традиции в книге Левит было 5 основных видов жертвоприношения: всесожжение, хлебное приношение, жертва за благополучие, жертва за грех и жертва повинности. В каждом типе жертвоприношения можно было предложить три уровня материальных объектов. Причина, по которой было три уровня, заключалась в том, чтобы позволить бедным в обществе приносить жертвы. Например, человек, приносящий всесожжение, мог предложить быка, овцу или козу, горлицу или голубя. Другими словами, они могут предложить дорогое предложение, предложение по средней цене или недорогое предложение. Другие виды жертвоприношений давали такую же возможность беднякам. Некоторые ритуальные тексты из сирийского города Эмар включают те же уровни жертвоприношения, а именно уровни, которые позволяли беднякам делать подношения.

Реконструированный израильский дом, 10-7 вв. До н.э., Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив, Израиль
Реконструированный израильский дом, 10-7 вв. До н.э., Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив, Израиль

Возможно, одним из самых важных ежегодных ритуалов был День искупления (Йом Кипур). Целью Дня искупления было очистить святилище; ибо считалось, что грех оскверняет святилище. Без ритуала Яхве потенциально покинул бы святилище. Без Яхве в святилище больше не было божества, которое защищало бы население Иудеи. Как часть собрания Эла, верховного бога в угаритской мифологии (ср. Пс. 29, 82), Яхве был «назначен» Израилю в некоторых библейских традициях.

Чтобы решить эту потенциальную проблему, первосвященник совершал жертвенный ритуал, принося жертвы за грехи людей и окропляя кровью жертвенник. Затем он возложил руку на голову козла, перенес нечистоты на козла и совершил последнее всесожжение, чтобы искупить людей (Левит 16). Следовательно, люди были искуплены. Это национальное искупление также послужило укреплению политических связей и единства.

День искупления очень похож на ритуал в угаритских текстах (KTU 1.40), который датируется примерно 13 веком до нашей эры. Тем не менее, он отличается одним существенным образом. В то время как угаритский ритуал совершается в нескольких храмах, День искупления, согласно Левиту, совершается только в одном храме, одном святилище. Таким образом, древняя израильская и иудейская религия имеют схожие ритуальные рамки; однако этот ритуал также отличается от других западно-семитских ритуалов тем, что он сосредоточен вокруг одного святилища.

Конечно, в Еврейской Библии засвидетельствованы и другие ритуалы, такие как Пасха (Песах), праздники новолуния и другие праздники, посвященные сезонным изменениям. Эти ритуалы, вероятно, включали жертвоприношения Яхве, как и традиция Дня искупления.

Представление художника о том, как мог выглядеть храм Соломона в Иерусалиме. Построенный финикийскими архитекторами, он описан в I Царств, гл. 6-7 Библии и был типичен для храмов региона в то время в 10 веке до нашей эры.
Представление художника о том, как мог выглядеть храм Соломона в Иерусалиме. Построенный финикийскими архитекторами, он описан в I Царств, гл. 6-7 Библии и был типичен для храмов региона в то время в 10 веке до нашей эры.

Однако ритуал был не единственной формой религиозного поклонения. Хотя гадание часто считалось табу, оно было важной частью древней израильской и иудейской религий. Например, в 1 Царств 28 рассказывается о том, как царь Саул посетил некроманта (того, кто вызывает призраков из земли) в Аэндоре. Царю Саулу нужно поговорить с призраком пророка Самуила. Однако в этом отрывке ведьму не осуждают за некромантию. Таким образом, этот текст демонстрирует, что гадания действительно имели место в древних израильских и иудейских практиках и ритуалах. Точно так же это не обязательно осуждалось.

В то же время некоторые традиции прямо запрещают гадания. Во Второзаконии 18:10-11 явно выражена борьба против гадания: «Да не будет среди вас никого, кто предаст сына своего или дочь в огонь, или кто будет гадателем, прорицателем, прорицателем, чародеем, человеком, творит заклинания, или тот, кто советуется с призраками или знакомыми духами, или тот, кто вопрошает мертвых». Однако для такого закона не было бы оснований, если бы не практиковалось гадание. Следовательно, древняя израильская и иудейская религия включает в себя гадания в некоторых традициях; однако другие традиции, такие как Втор. 18:10-11, выступают против практики гадания.



Этика


В древнем мире этическое поведение играло важную роль в религии. Первые пять книг еврейской Библии, например, подчеркивают важность этического поведения. Однако этическое поведение не является отдельной категорией от религии в древнем мире; скорее, этическое поведение влияет на то, находится ли божество, а именно Яхве, в святилище или храме. Следовательно, считалось, что этическое поведение связано с тем, продолжал ли Яхве защищать древних иудеев и израильтян от других групп людей. Такого рода корреляция очевидна во всей еврейской Библии.

Например, группа на горе Самарии упоминается как «те, кто угнетает бедных и сокрушает нуждающихся» (Амос 4:1). В ответ Яхве утверждает, что, хотя он лишил их еды, не послал дождя и вызвал голод, люди не вернулись. Другими словами, они не изменили своего поведения. Это не означает, что Яхве заботился только об этике и не заботился о своем культе; скорее, это указывает на то, что этика повлияла на то, будет ли Яхве обеспечивать людей средствами к существованию. Другой пример содержится в 1 Царств 4. В этом повествовании слава Яхве, а именно изображение Его физического присутствия, покидает храм как следствие этического развращения сыновей Илия. Наконец, Левит 18-22 предлагает ряд моральных и этических стандартов. Следствием несоблюдения стандартов является «отрезание от народа». Однако важно отметить, что это последствие не является наказанием за плохое поведение; скорее, последствия необходимы для поддержания неприкосновенности и святости в общине и в храме. Ибо, если бы дом Яхве слишком осквернился, ему пришлось бы уйти.

Таким образом, этическое поведение иудейских народов было важным аспектом религии, поскольку обеспечивало постоянное присутствие божества в храме. Следовательно, божество могло давать благословения, жизнь и средства к существованию из храма.



История в еврейской Библии, иудаизме и современном состоянии науки


Люди, знакомые с еврейской Библией/Ветхим Заветом, возможно, заметили, что не обсуждалось религиозное значение таких аспектов, как Закон, Моисей и династия Давидов. Причина, по которой такие религиозные аспекты не были включены, заключалась в том, что они отражают религиозные идеи, возникшие между 7 и 4 веками до нашей эры. Хотя линия Иуды и такие фигуры, как Давид, существовали, они не обязательно занимали центральное место в религиозной практике древних израильтян и иудеев. Ибо «представление прошлого Израиля в библейском повествовании от Бытия до 2 Царств является идеологической конструкцией интеллектуалов» после VII века до н. Гийом, 53 года). Таким образом, еврейская Библия в определенной степени хорошо отражает прошлое древней Иудеи и Израиля; однако, как сборник иудейских преданий, он иногда искажает или полностью игнорирует то, что произошло в прошлом.

Кроме того, внимательные читатели могут заметить, что об иудаизме речь не шла. Вообще говоря, ученые согласны с тем, что религия иудаизма отличается от древней израильской и иудейской религий. Однако элементы, определяющие иудаизм, выходят за рамки этой статьи.

Наконец, важно быть в курсе современного состояния исследований древней израильской истории. Как область исследования, это одна из самых сложных областей, потому что ученые имеют ограниченное количество первоисточников, с которыми они могут работать. Точно так же с древней израильской историей, особенно религиозной историей, трудно работать, потому что нужно просеивать еврейскую Библию, чтобы решить, что может наиболее точно отражать прошлое. Таким образом, могут быть и другие, которые предлагают совершенно разные объяснения и описания того, как древние израильтяне и иудеи исповедовали религию. Это естественное следствие скудного количества данных, которое служит примером того, как много еще нужно провести исследований в истории древнего Израиля, чтобы мы могли оценить, как эта группа древних людей понимала свою роль в мире.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Источник