Известное выражение о том, что в СССР секса не было, в корне неверно. По крайней мере, так считает кинокритик и писатель Елена Кушнир, в интервью с РИА Новости рассказавшая об эротике в советском кинематографе.
Фото: стоп-кадр из фильма «Броненосец Потемкин»
По словам Кушнир, в разные эпохи советские режиссеры показывали сексуальность по-разному. Так, в 1920 годы в кино еще показывали сцены с обнаженными актерами, а в сталинский период все стало сдержаннее. Однако в фильмах все равно всегда показывали, что героев связывают именно семейные и романтические отношения, даже если ничего откровенного на экранах не появлялось.
Фото: стоп-кадр из фильма «Андрей Рублев»
Гораздо ярче эротика «расцвела» в оттепельный период 1960-х годов. Причем это касается и примеров высокого искусства, например, работы Тарковского «Андрей Рублев», посвященной православной Руси. Так, в знаменитой сцене в ночь Ивана Купалы монах пугается проявлений эротики в народной культуре, но говорящая с ним девушка не видит в этом ничего плохого.
Фото: стоп-кадр из фильма «Маленькая Вера»
В 1970-е тенденция только закреплялась, что видно, например, по фильму «Осень», а уже к началу 1990-х наступает период тотальной свободы в кинематографе. На место скромной советской эротики приходит порой чрезмерное изобилие постельных сцен. Особенно ярким примером тех лет обычно называют «Маленькую веру», хотя фильм, конечно, поднимает совсем другую проблематику.
Автор: Софья Новоселова