Павел Молчальник, очевидец строительства собора Святой Софии, рассказывает:
"Не только на стенах, которые отделяют священника от хора певчих, он установил пластины из чистого серебра, но и колонны, шесть комплектов по два, он полностью покрыл серебристым металлом, и они посылают свои лучи далеко и широко"...
"А над пречистым столом из золота вздымается в простор неописуемая башня, воздвигнутая на четырехугольных арках из серебра. Она возвышается на серебряных колоннах, на вершинах которых каждая из четырех арок имеет серебряные опоры. А над арками возвышается фигура, похожая на конус, но это не совсем конус: внизу его край не закругляется по кругу, а имеет восьмигранное основание, и от широкого основания он постепенно поднимается к острому концу, вытягиваясь при этом на восемь серебряных сторон.
В святилище также было много позолоченного серебра, огромное количество золота и драгоценных камней. Юстиниану пришлось полностью заменить его, когда рухнул первый купол, серебро от основания было расплавлено и отлито заново. По моим оценкам, серебро (без учета золота и драгоценных камней) в святилище стоило бы более 20 миллионов долларов. Византийцы были очень искусны в серебрении с позолотой. Многое из того, что казалось золотым, действительно было золотым. Позолота серебра стирается за сотни лет полировки, и ее пришлось бы обновлять.
В сокровищнице собора Святого Марка в Венеции можно увидеть византийские чаши с серебряной позолотой.
Эмали нанесены на тонкие пластины из чистого золота.
В поздневизантийские времена в соборе Святой Софии было пять огромных дисков из чистого золота. Они были подвешены между колоннами напротив алтарной ширмы. Некоторые из них, если не все, пришлось переплавить и превратить в монеты в последние годы империи.
В XII веке при Святой Софии было около 150 певчих, 25 из которых были элитными псалтырями. Они пели у основания амвона. Иногда один из певцов поднимался по западной лестнице амвона. На вершине амвона стоял Патриарх, когда произносил благословение перед собравшимися. Здесь же диакон читал Священное Писание.
Ежедневная литургия в Святой Софии состояла из утрени и вечерни, которые исполнялись по псалмодии, когда хоры поют стихи, а прихожане повторяют припев. Это очень простая служба, в которой участвуют все. Со временем служба в Святой Софии эволюционировала.
Одной из проблем этого помещения является реверберация или эхо - длительностью до десяти секунд. Это делает речь особенно трудной для понимания, если вы не находитесь рядом с амвоном - местом, где произносятся гомилии и поются псалмы. Чтобы избежать этой помехи хормейстеры Святой Софии разработали "певческую" литургию, которая работала здесь гораздо лучше.
В дополнение к певческой литургии в течение дня в церкви исполнялось около 14 антифонов псалмов. В переводе с греческого антифон – "краткое изречение". Антифон первоначально представлял собой короткий стих псалма, исполняемый двумя хорами. По преданию, антифоны ввел святой Игнатий Антиохийский (ок. 35-110 гг.). Со временем антифон стал коротким стихом, исполняемым между частями псалма.
Элитным хором Святой Софии были псалтыри, которые пели во время важных церковных мероприятий. Певческая служба в Святой Софии была неземной, это был один из факторов, который убедил русских принять православие - служба в Святой Софии была ближе всего к небесам, которые мог испытать человек в то время. Вокальный спиритуализм и "высокое искусство" службы в Святой Софии были навсегда утрачены в 1453 году.
В 1453 году после падения Константинополя три венецианских корабля, нагруженных реликвиями, бежали из города, чтобы награбленные ценности не попали в руки османам. Один з кораблей, на котором находился Святой алтарь Айя-Софии затонул на выходе из Босфора в Мраморное море. И с тех пор море в этом месте спокойное независимо от погоды. Об этом говорят современные ученые Турции, которые до сих пор пытаются выяснить причину этого явления. Но дно в этом месте покрыто многометровым слоем ила и их усилия оказались бесплодными.
Дорофей Монемвасийский в книгу «Хроника сотворения мира до 1629 года» читаем: "Венецианцы вынесли самый чудесный и знаменитый Святой алтарь Святой Софии, самый ценный и красивый, из Храма на корабль, и когда они отплыли и направились в Венецию, о чудо! Недалеко от острова Мраморное море открылся корабль, и Святой Алтарь упал в море, затонув там, где он находится сегодня, и это очевидно и засвидетельствовано многими, ибо по всей этой местности, когда бывает шторм, и морские волны становятся устрашающими, в том месте, где находится Святой Алтарь, царит спокойствие, и море остается нетронутым. И они отправляются туда на лодках, чтобы набрать воды из той части моря, где находится Святой алтарь, и от нее исходит чудесный аромат, исходящий от святой мирры и других благовоний ".
Нокуолас Политис (1852-1921) пишет: "В день взятия города Святой Алтарь поместили на корабль, чтобы доставить его во Францию, чтобы он не попал в руки турок. Но там, в Мраморном море, корабль открылся, и Святой Алтарь пошел ко дну. В этом месте море похоже на нефть, независимо от того, какой сильный шторм происходит вокруг. И это место всегда узнаваемо по спокойствию, которое всегда здесь, и исходящему от него благоуханию. Многие даже удостоились увидеть его в морских глубинах."
Возможно, это один из многих мифов, но факт остается фактом. До сих пор это пятно остается настоящим необъяснимым явлением.