Задумывали ли вы, милые читатели, о том, что вы триедины в одном лице? Поздравляю вас с этой новостью. И это правда, поскольку каждый из вас, фактически, хочет того или нет, ведомый своим архетипом, пишет, создаёт, играет, выступая и как сценарист, и как режиссёр, и как главный герой свою сказку. Но есть важный нюанс: архетип может меняться или его можно изменить, если захотеть. …Но что такое «архетип» спросите вы? И я вам радостно отвечу: архетип – «означает «первообраз». Причём архетип - это не просто некие образ, который мы воспринимаем. Это нечто глубокое, долгое время, а, иногда, и навсегда остающееся за гранью нашего сознания. Их можно сравнить с сухим руслом, которое способно направить или изменить развитие как одного человека, так и целой культуры, если окажется на его пути. А мифы, притчи, сказки, легенды передают архетипы из поколения в поколение осуществляя связь времён.
К примеру, существует множество упоминаний и представлений о братской вражде, но сама центральная идея неизменна. – братская вражда.
То есть, архетипы являются отражением коллективного бессознательного к которому «подключен» каждый человек через своё индивидуальное бессознательное и проявляется в виде общих предписаний приобретая конкретно-образную форму в зависимости от культурной среды и предопределяя тип реагирования на ситуацию. Однако приоритет архетипов индивидуален.
Архетипы проявляются в вашей жизни через интерпретации различных событий, приоритетах, выборах, сновидениях. Именно поэтому анализ любимых сказок, мелодий, героев может помочь вам узнать сущность человека порой гораздо лучше, чем годы, прожитые с ним рядом. И если у человека любимый герой Обломов, то не стоит ждать от него, что в критическую минуту он броситься на амбразуру рвя на груди рубашонку.
То есть, в зависимости от особенностей своей личности и, как следствие, доминирующих потребностей, вы выбираете из потока информации именно ту, которая совпадает, созвучна, резонирует с вашим архетипом. Это можно сравнить с тем, как если бы мы вошли в тёмную комнату, имея в руке фонарик и каждый направил его в какую-то свою сторону и, соответственно, увидел только то, что выхватил из мрака луч его фонаря. Вам, случайно, не вспоминается притча о семи слепцах и слоне?
Да, в определённой мере мир таким есть по сути, ведь не зря одной из максим является максима о недостижимости объективности: мы можем к ней только приближаться в большей или меньшей степени в зависимости от точности наличествующего у нас инструментария.
Не зря же Гейзенберг написал: «В первую очередь надо сосредоточить свое внимание на расплывчатых границах физики со смежными сферами науки и на ином способе образования понятий. К таким пограничным сферам относятся математика, теория информации и философия, и в будущем, обсуждая очередное научное завоевание, мы, видимо, не всегда сможем без затруднения решать, идет ли здесь речь об успехе физики, теории информации или философии…» (Гейзенберг В.К. Heisenberg W. Schritte uber Grenzen. Gesammelte Reden und Aufsatze. Munchen, 1973, S. 313. (пер. А. В. Ахутина)).
Однако, продолжим. Притчу пересказывать не буду, поскольку те, кто её не помнят или не знаю, легко найдут на просторах инета и не только, а мы пойдём дальше, дальше, дальше.
И так. Некоторые исследователи относят к архетипическим и такие символические идеи как
- добро,
- справедливость,
- истина,
- зло,
- ненависть,
- любовь,
которые также оказывают сильное воздействие на бессознательное людей (при желании можно провести параллели между архетипическими образами и идеями, но это не сейчас, однако, исследователи различают понятия «архетип», «архетипическая идея», «архетипический символ»).
Символы вообще имеют большое влияние на бессознательное. И, действительно, подумайте сами, никто не пойдет на баррикады драться за кусок хлеба (не надо мне в срочном порядке припоминать хлебные бунты, я не это имела ввиду), а за такие, казалось бы, эфемерные, умозрительные вещи как Добро, Справедливость, Мир во всем мире – пойдут и даже сомнений не возникнет. Кроме того, символы могут выступать и в виде разобщающих и объединяющих факторов.
Например, как вы думаете, после революции 1917 года у новой власти в разрушенной стране, осаждаемой со всех сторон войсками разного толка, не было иных забот, чем создание гимна, флага, герба? Но именно этот вопрос решается наибыстрейшим образом. Почему? Да потому, что именно гимн, флаг, герб являются теми мощнейшими символами, которые обладают способностью, воздействуя на бессознательно, объединять разрозненных людей в целое, устремленное к единой цели.
Однако существуют символы, образы-символы значение которых вы можете и не знать, но которые, тем не менее, влияют не менее мощно, чем те, о которых осведомлены. Они влияют на индивидуальное сознание через коллективное бессознательное. Например, солнце, круг, бабочка, мотылек.
Так, солнце во многих культурах символически изображали через круг , круг же возводился в ранг совершенной фигуры.
Бабочка – древний символ человеческой Души (в древнегреческой мифологии он известен под именем Психеи, прекрасной девушки с крыльями опалового цвета) – отражает стадии, которые Душа проходит для того, чтобы раскрыть свои силы для полета.
Не возрождённый человек, невежественный и беспомощный, символизируется стадией между яйцом и личинкой.
Человек, ищущий истину и погруженный в размышления - стадия между личинкой и куколкой, когда насекомое входит в куколку (гробница Мистерий).
Третья стадия, от куколки до взрослой особи, откуда выходит совершенная бабочка, символизирует развившуюся просветленную душу инициированного, поднимающегося из могилы своей основной природы.
Три данных стадии развития соотносятся с тремя ступенями Школы Мистерий (Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии в 2-х т. Новосибирск, 1992.), где они рассматриваются как завершение развития человека, получающего символические крылья, обретая которые он может парить в небесах. Если попробовать «перевести» этот метафоризированный пассаж на более привычный литературный язык, то первый шаг на пути экзистенциального развития - осознание Себя; второй – осознание Пути; третий – осознание Себя и Пути как некого гармонического единства.
Ночной же мотылёк является символом секретной мудрости, потому что мотыльков трудно увидеть, и они скрыты во тьме, где под тьмой подразумевается невежество. А, значит, восхождение к индивидуальности невозможно без приобретения внутренней свободы обусловленной осознанием своих эмоций и управлением ими, а также осознанием личностью истинной природы своих эмоций, их происхождения, сил, которые их поддерживают и способствуют развитию. И, достигнув этого состояния, человек сможет иметь смысл жизни в любых ситуациях.
И в заключении этой заметки удостоверимся в верности тезиса о том, что новое знание о воспринимаемом изменяет содержание восприятия и рассмотрим сказку о колобке сквозь призму архетипов.
Начнём с того, что изначально эта сказка относится в филологии к разряду солярных мифов через которые передаются знания о закатах, рассветах и временах года. С другой стороны, педагоги и психологи полагают, что через сказки о животных наиболее легко доносить до детей в раннем дошкольном возрасте правила и нормы социального поведения (нельзя выходить из дома без разрешения, разговаривать с незнакомыми, надо слушаться взрослых). Однако, если распределить среди героев этой сказки архетипы, то даже как именно вы, други мои, станете это ранжирование производить сможет дать вам о себе совершенно неожиданное знание. Например, вы увидите в Колобке проявление архетипа Героя, Искателя или Странника? А родителей Колобка, пресловутых деда и бабку, отнесёте к Мудрецу, Хранителю или Любовнику (в данном случае любовникам, которые положили дитятко на подоконник, чтобы он поскорее оставил из в покое)? Или решите, что бабка – архетип Хранителя, а дедок – Правителя?
И, да, справедливости ради, скажу, что кроме юнговского перечня архетипов (Юнг К. «Человек и его символы, 1961) есть ещё 12 архетипов Пирсон («Пробуждение внутренних героев», 1991), Маргарет Марк и Кэрол Пирсон «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» (2001 год).
И, конечно, есть полагающие, что поскольку астрология является частью мифологии, то и астрологические персонажи также имеют право на звание архетипов. Так что – дерзайте! Вы – талантливы.
Предшествующая статья «Структуры сказки и структура жизни: архетипы-метафоры-сказки»
Продолжение следует (Метафоры и метафорическое общение…)
© Г.И. Колесникова, 2023