С точки зрения атеизма «небесных заступников» не существует. Есть люди, отличившиеся при жизни какими-либо действиями по «продвижению» своей религии. А чаще просто замученные иноверцами.
Но иногда бывает так, что даже человека не существовало, а его изображают на иконах, увековечивают в мраморе, ему сочиняют молитвы, устанавливают дни памяти и т.д.
Лонгин почитается как католиками (15 марта), так и православными (29 октября). Этот персонаж считается римским сотником (центурионом), пронзившим распятого Иисуса копьём. Так он желал удостовериться, что «спаситель» отошёл в мир иной. Однако, почитается офицер, разумеется, не за это, а как мученик. Церковное предание гласит: Лонгин поверил в сына божьего, стал проповедовать, за что лишился головы.
На самом деле имя воина, как и его судьба, не упоминаются в Евангелиях.
Эпизод с копьём присутствует только у Иоанна.
...один из воинов копьем пронзил его бок, и тотчас истекла кровь и вода. (Иоанна 19:34)
Солдат здесь анонимный. Однако, если присмотреться к оригинальному тексту, можно увидеть, что слово «копьё» на греческом пишется как λόγχῃ / лонгхе. Вот вам и «имя».
Воинского звания солдата Иоанн нам не сообщает. Откуда же взялся «сотник»? Смотрим у других евангелистов.
Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. (Марка 15:39)
У того же Марка есть фрагмент, где безымянный сотник докладывает Пилату, что приговор над Иисусом приведён в исполнение.
Пилат удивился, что Он уже yмep, и, призвав сотника, спросил его, давно ли yмep? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. (Марка 15:44)
Автор Евангелия «от Матфея» щедро плеснул в эпизод с распятием порцию спецэффектов. После того, как Иисус испускает дух, земля раскалывается надвое, давно усопшие святые восстают и начинают ходить по городу...
И увидели сотник и бывшие с ним, стерегущие Иисуса, землетрясение и все происшедшее, и сильно убоялись, говоря: истинно Он был Сын Божий!
(Матфея 27:54)
Анонимный сотник не тычет в Иисуса копьём, а безымянный солдат не уверовал... Это разные люди. Но их всё же объединяют.
Впервые целостный «центурион Лонгин» появляется только в V веке, в апокрифе «Евангелие от Никодима».
Услышала Прокла, жена моя, что Иисус воскрес и явился в Галилее, она взяла с собою сотника Лонгина и двенадцать воинов и пошла приветствовать лик Христа...
(«Послание Пилата к Ироду»/ Евангелие от Никодима, 425 г.н. э.)
Что интересно, в первые века одновременно существовали две легенды о римском воине, пронзившем Иисуса.
Согласно первой, легионер был наказан за своё неуважительное отношение к сыну божьему. Кара была такова: каждую ночь его съедал лев, но к утру тело восстанавливалось. И так до второго пришествия...
Ну а другая легенда как раз сообщала, что центурион Лонгин стал искренне верующим христианином, и был за это замучен.
После X века появляется сказание о том, что сотник, оказывается, был практически слеп и излечился, когда волшебная жидкость из бока Иисуса стекла по копью ему на глаза. ( Центурион с ограниченными возможностями, мать его! Видимо совсем у римлян туго с армией было...).
Сейчас православные обращаются к Лонгину с молитвой при проблемах со зрением.
О, святый мучениче Лонгине! Пилатом повелено тебе было с воинами стать на страже при Кресте Господа Иисуса. Ты же, недуговав очима и изцелев от капли крови Господа, капнувшей тебе в очи, обрел и духовное прозрение...
Молим тя, святый мучениче Христов Лонгине, болящим очима яви скорую помощь твою и исцели их, дабы, освободившись от недуга своего...
Согласно церковному преданию, практически сразу после своей казни, Лонгин помог прозреть женщине, которая нашла его голову на свалке за стенами Иерусалима.
Вот так люди буквально из ничего соорудили персонажа и даже его подробное житие. Католики, видимо, о чём то догадываются, потому что Лонгин у них сейчас не упоминается как мученик. По крайней мере в календаре.
Кстати, «подлинный» наконечник христобойного копья хранится в Ватикане, а также в Армении, ну и в Германии.