Сколько имен всплывает в памяти? У меня — сначала Берта Моризо и Ванесса Белл, сестра писательницы Вирджинии Вулф, Мэри Кассат. Потом русские художницы Наталья Гончарова и Зинаида Серебрякова. Что-то негусто…
Книга Бриджит Куинн «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю» буквально раскрыла мне глаза и избавила от стереотипа, что женщины пришли в искусство, как и в науку, сравнительно недавно. Они им занимались во все времена, начиная с античных.
Дочери художников зачастую оказывались не менее талантливыми, чем сыновья, и помогали отцам, работая в мастерских — пока их не выдавали замуж и не приставляли к кухонным и прочим хозяйственным делам. Однако если такая женщина оставалась вдовой и ей надо было кормить себя и детей, она снова бралась за кисть, становилась успешной и составляла конкуренцию художникам-мужчинам.
И все же мир не аплодировал художницам. Меня поразил такой факт: когда обнаружилось, что одна из картин голландского художника Франса Хальса на самом деле написана никому не известной женщиной, никто не обрадовался. Эта картина просто потеряла ценность. То, что в 17 веке существовала художница, работавшая на уровне великого мастера, никого не впечатлило. И подобное повторялось не один раз!
Да что там 17 век, когда в 20-м, например, Ли Краснер повсюду значилась не как художница, а как жена художника Джексона Поллока.
Автор книги Бриджит Куин в юности листала многотомную историю искусства и задавалась вопросом: а где женщины? Почему она видит сплошь мужские имена? Это соответствует действительному положению дел? И решила написать свою историю.
Получилась запоминающаяся книга о 15 женщинах в искусстве. Когда я просмотрела эти имена в содержании, оказалось, что почти все они мне незнакомы. Но это только подогрело интерес.
Протестируйте себя, просмотрите этот список.
15 женщин-художниц и скульпторов, 15 потрясающих биографий:
Артемизия Джентилески
Юдит Лейстер
Аделаида Лабий-Гийар
Мари-Дениз Вильер
Роза Бонёр
Эдмония Льюис
Паула Модерзон-Беккер
Ванесса Белл
Элис Нил
Ли Краснер
Луиза Буржуа
Рут Асава
Ана Мендьета
Кара Уокер
Сьюзен О’Малли.
Книгу от души рекомендую. Она написана живо, не академично. Подходящий вариант для чтения во время длинных выходных, по главке в день. Или в пути. Или вообще когда угодно.
Когда мужчины опять заведутся о том, почему все знаменитые живописцы — мужчины, а где же женщины-гении, будете знать, что отвечать.
Бриджит Куинн успевает и о себе рассказать — о своем пути к творчеству, от искусствоведа до писательницы, мне это тоже было интересно.
В этом издании есть иллюстрации, что в книгах об изобразительном искусстве бывает не всегда, и это большое достоинство — можно сразу видеть произведения, созданные этими художницами, не надо копаться в интернете.
Еще об искусстве:
Биографии известных женщин:
Романы о женских судьбах:
Женщины на открытках:
#искусство
#художница
#живопись