Найти тему

«В поисках минимализма»: искусство и философия

Оглавление

Это не прикладная книга с привычной схемой — уборка + организация вещей, поэтому она будет интересна не только фанатам расхламления, а также тем, кто интересуется живописью, архитектурой, музыкой.

Как у математической задачи может быть несколько способов решения, так и к определенному мировоззрению можно прийти разными путями. Меня заинтересовало именно то, что автор, известный культурный обозреватель и искусствовед, шел путем эстетики — и пришел к минимализму не от бытовых проблем, а от любви к искусству.

«Этот Минимализм с большой буквы М отличается от тех идей и товаров, которые сегодня называют минималистскими».
«Меня притягивали гладкие яркие поверхности произведений искусства середины XX века: металлические скульптуры Дональда Джадда, флуоресцентные лампы, установленные Дэном Флавином на стенах галереи, и умиротворяющие разграфленные линиями холсты Агнес Мартин. Эта же суровая эстетика существовала и в архитектуре – в жестких ребрах и воздушных пространствах зданий в стиле Баухаус, которые так сильно отличались от дома моего детства, обитого деревянным сайдингом и устланного коврами. Минимализм предлагал неожиданный взгляд на мир и новый способ существования в нем. Этот способ не сводился просто к жизни с малым количеством вещей».
Баухаус — одна их самых известных немецких школ искусства, ставшая значимым явлением в архитектуре XX века. Термин происходит от немецких слов Bau — «строительство» и Haus — «дом, здание». Отцом школы Баухаус стал Вальтер Гропиус, который относился к художникам, мечтающим разрушить границу между творческой и промышленной составляющими. Баухаус называют международным центром авангарда — Гропиус смог собрать под своей крышей самых известных художников мира. Здание школы Баухаус в Дессау построено Гропиусом в 1927 году по заказу городских властей.
Баухаус — одна их самых известных немецких школ искусства, ставшая значимым явлением в архитектуре XX века. Термин происходит от немецких слов Bau — «строительство» и Haus — «дом, здание». Отцом школы Баухаус стал Вальтер Гропиус, который относился к художникам, мечтающим разрушить границу между творческой и промышленной составляющими. Баухаус называют международным центром авангарда — Гропиус смог собрать под своей крышей самых известных художников мира. Здание школы Баухаус в Дессау построено Гропиусом в 1927 году по заказу городских властей.
Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом) — здание в штате Иллинойс (США), построенное по проекту архитектора Людвига Мис ван дер Роэ, в период с 1945 по 1951 год.
Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом) — здание в штате Иллинойс (США), построенное по проекту архитектора Людвига Мис ван дер Роэ, в период с 1945 по 1951 год.
-4

Книга рассказывает о том, что минимализм — не изобретение сегодняшнего дня, и возник не сегодня в качестве ответа обществу перепотребления. Этот образ мыслей всегда был свойствен людям. Причем он не развивался поступательно, по восходящей, из пункта А в пункт Б, а вспыхивал то здесь, то там в пространстве и времени — то в античной философии стоиков, то в средневековом христианстве, то в Америке 30-х годов, то в наши дни.

И всегда носителями идеи были яркие талантливые люди. Поэтому импонирует подход автора — показать роль личности в истории минимализма. Книга складывается из историй жизни истинных минималистов — художников, архитекторов, музыкантов.

«Изучение образа жизни этих людей в контексте минимализма учит нас, как можно использовать свои эстетические представления и идеи для выработки собственного отношения к миру и не прибегать при этом к примитивным шаблонным поучениям. Минимализм – не единичное действие и не один образ, это практика, реализующаяся с течением времени. Минимализм делает простые вещи более сложными, а не наоборот».
Дональд Джадд — американский скульптор и искусствовед, один из выдающихся представителей минимализма.
Дональд Джадд — американский скульптор и искусствовед, один из выдающихся представителей минимализма.
Дэн Флавин — американский художник-минималист, известен скульптурными объектами и инсталляциями, созданными из флуоресцентных ламп.
Дэн Флавин — американский художник-минималист, известен скульптурными объектами и инсталляциями, созданными из флуоресцентных ламп.
Агнес Мартин — канадско-американский живописец. Ее работы описывают как «эссе о внутренней силе и тишине». Творчество художницы часто относят к минимализму, сама Мартин считала себя абстрактным экспрессионистом.
Агнес Мартин — канадско-американский живописец. Ее работы описывают как «эссе о внутренней силе и тишине». Творчество художницы часто относят к минимализму, сама Мартин считала себя абстрактным экспрессионистом.

Но это не только сборник биографий известных людей, хотя даже ради них одних стоило написать книгу — она цепляет тем, что автор задается вопросом «а что дальше?», возникающим у каждого минималиста, когда этап расхламления и перемены ума уже позади.

«То, как свести количество вещей к минимуму, более или менее ясно: вы отбраковываете, выбрасываете, проводите осознанный отбор. А что потом? Может ли образовавшееся пустое место занять что-то принципиально иное? Или же, когда мы достигаем состояния «меньшего», на нас снисходит некая благодать, настолько совершенная, что к ней уже ничего не надо добавлять?»
«С одной стороны, мы видим фасад минимализма. Он как бренд, как внешний вид. С другой стороны, в основе минимализма лежит ощущение неудовлетворенности, порожденное обществом, где обычно считают, что больше – это всегда лучше. Любая реклама предполагает, что вы должны быть недовольны тем, что у вас уже есть».

И о том, чего, к сожалению, нельзя не заметить:

«Книги, подкасты и дизайнерские предметы превратили в товар даже саму идею минимализма».

Всё это неизбежно приходит в голову, когда, избавившись от хлама во всех прямых и переносных смыслах, остаешься один на один с собой и с миром. Так что книга Чайки — одна из попыток ответа, который можно сравнить с собственными ощущениями и мыслями.

«Я решил написать эту книгу, чтобы разобраться, как появилась идея о том, что меньше – это лучше, чем больше. Почему люди применяют этот принцип и к собственности, и к эстетической сфере, и к области чувственного восприятия, и к философии, которая дает возможность осмыслить жизнь. А еще мне хотелось сформулировать для себя, с какой стороной моды на минимализм лично я готов согласиться и что я могу использовать».

Мы все приходим к тому, чтобы вывести собственную формулу минимализма и найти индивидуальный путь, не потеряв при этом цель.

«Стремление к меньшему – не болезнь и не лекарство. Минимализм – это просто еще один способ размышлений о том, как правильно прожить жизнь. Но его стратегия, безусловно, весьма актуальна для нашего времени с его чрезмерными масштабами и темпами».
Джон  Кейдж -- американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов XX века.
Джон Кейдж -- американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов XX века.

Взаимодействие с этой книгой получилось глубже, чем просто чтение:

  • я копалась в интернете в поисках работ новых для меня художников,
  • слушала минималистскую музыку (и мне понравилось! особенно Кейдж),
  • а еще меблировочную музыку Сати и музыку для аэропортов Ино (найдите сами, что это такое),
  • смотрела упомянутый в книге артхаусный фильм «Трудности перевода» (напомнил своей атмосферностью «Полночь в Париже», хотя там не Париж, а Токио),
«Трудности перевода» (Lost in Translation) — американский художественный фильм 2003 года, режиссер София Коппола. Экзистенциальная мелодрама, в которой исследуются темы отчуждения и разъединения на фоне культурного перемещения в Японию. Фильм бросает вызов общепринятым условностям повествования и нетипично изображает романтику. Считается одним из образцов независимого американского кино. В конце 2000-х ведущие критики назвали его одним из лучших фильмов за прошедшее десятилетие. Картина получила 77 всевозможных кинонаград, включая «Оскар», и была выдвинута еще на 66.
«Трудности перевода» (Lost in Translation) — американский художественный фильм 2003 года, режиссер София Коппола. Экзистенциальная мелодрама, в которой исследуются темы отчуждения и разъединения на фоне культурного перемещения в Японию. Фильм бросает вызов общепринятым условностям повествования и нетипично изображает романтику. Считается одним из образцов независимого американского кино. В конце 2000-х ведущие критики назвали его одним из лучших фильмов за прошедшее десятилетие. Картина получила 77 всевозможных кинонаград, включая «Оскар», и была выдвинута еще на 66.
  • пробиралась от японского эссе «Похвала тени» к «Бытию и времени» Хайдеггера.

Это, разумеется, не обязательная программа, но запоминающийся опыт. Всем советую. Минимализм — это не только об уборке.

«Простота не должна быть завершением, она может привести нас к новым начинаниям».
-10

Еще о минимализме:

Еще об искусстве:

#Впоискахминимализма

#минимализм

#нон-фикшн

#самосовершенствование

#порядок

#чтение

#книги

#искусство

#философия

#меньшезначитбольше

Оригинал статьи находится здесь https://blog.vitlive.com/posts/minimalizmeto-prosto-eshche-odin-sposob-razmyshlenij-o-tom-kak-pravilno-prozhit-zhizn