Найти тему

Как и где молились первые христиане

Катакомбы, где древние христиане совершали молитвы
Катакомбы, где древние христиане совершали молитвы

На начальных этапах истории Церкви христианство еще сильно было связано с иудаизмом (часто в связи с этим даже встречается термин «иудеохристианство»). В Иерусалиме христиане посещали Храм, а за его пределами ходили в синагогу.

Вместе с этим, у них уже начинали складываться особые богослужебные собрания. Они проходили в первый день недели – воскресенье, в память о воскресшем Христе. По мере того, как христианство все дальше отходило от синагоги, воскресные богослужения становились основными в жизни верующих.

-2

Изначально христиане собирались для молитвы в частных домах. В крупных городах, где общины были большими, для этих целей использовалось несколько домов. Особые богослужебные здания, вероятно, появляются только на рубеже II-III вв. от Р.Х. – т. н. «domus dei» (по-латыни) или «εκκλησια» (по-гречески).

-3

Богослужения первых христиан состояли, главным образом, из молитв, песнопений, чтений богодухновенных писаний и проповедей. Самые ранние образцы христианских молитв содержатся в Деяниях (напр., Деян. 1:24-25, 4:24-30).

О песнопениях христиан написано даже у внешних авторов. В понимании Плиния к ним сводится чуть ли не вся служба: «они имеют обыкновение сходиться в известный день пред рассветом и петь попеременно друг с другом песнь Христу, как Богу». Не раз в своих посланиях призывает составить единый хор, чтобы петь Отцу во Христе, св. Игнатий Богоносец (напр., Рим., 2; Еф., 4). По преданию, он ввел антифонное пение в Антиохийской Церкви.

-4

На богослужениях, кроме Ветхого Завета, также читали и отрывки из книг Нового: «В так называемый день солнца <…> читаются воспоминания апостолов и писания пророков» (св. Иустин Философ, I Апол., 67). Св. Иустин пишет также и о проповеди: «Когда чтец прекратит, предстоятель делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам» (I Апол., 67).

Уже с апостольских времен появляется священство в виде всем знакомой трехчинной иерархии: диаконы, священники и епископы. Св. Игнатий Богоносец (ум. в нач. II в. от Р.Х.) неразрывно связывает ее с Церковью: «Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет церкви» (Трал., 3).

Благодарю за внимание и обратную связь! Постом можно поделиться, чтобы помочь миссии в социальных сетях.