Носите ли вы лоскутную одежду или колорблок? Лоскутное шитье тесно связано с народными традициями. Может, у вас в гардеробе даже есть народные рубахи или сарафаны? У меня была любимая народная рубашка, классно смотрится с джинсами.
Лоскутная одежда становится популярной, и тем не менее, многие смотрят на нее как на чудачество. Вот и тема статьи навеяна недавним обсуждением здесь:
20 лет назад в Хабаровске жила женщина, которая шила национальные костюмы и гуляла в них с мужем. Мне ее видеть не довелось, к сожалению, но знакомые швеи и художники, которые ее видели, рассказывали, что женщина как женщина и сделаны костюмы были качественно. Тем не менее, ее относили к разряду городских сумасшедших.
Как-то была в одном городе с населением 80 тыс. человек и интересной архитектурой. Как же там местные женщины реагировали на мою китайскую стеганку!
Я сначала не поняла, почему смеется муж. Я ему про архитектуру тут задвигаю, про историю, а он гыкает. Когда я уже психанула и спросила в чем дело, он сказал: "Ты на лица встречных женщин посмотри". После этого гыкала уже я. Вот кроме как современными словечками "разрыв шаблона" выражения их лиц не охарактеризовать. И это в городе, где проходят исторические фестивали и события, и ходят туристы, даже китайские.
Кстати, в Городце Нижегородской области такого замечено не было. Может быть дело в том, что там сильны народные промыслы? И даже такой интересный художник как Татьяна Маврина родом оттуда. Ее почему-то сразу вспоминаешь, как туда попадаешь.
Я думаю, причина странной реакции на национальную (и, соответственно, лоскутную) одежду кроется в индустриальном обществе, где всё деревенское негласно осуждалось. Но сейчас мы переходим к постиндустриальное обществу и интерес к истокам наоборот начинает возрождаться. А также появляется желание выделится, найти свой стиль. Думаю, многие обращали внимание, что дизайнеры и люди связанные с миром моды часто в одежде пытаются нарушать устоявшиеся нормы.
Вивьен Вествуд вообще с пакетом на голове панковала и ничего. И да, она мне безумно нравится, несмотря на то, что это совершенно не мой стиль. То, что она оставалась до конца панком мне очень импонирует.
Есть еще одна интересная дама, на которой замечены лоскутные вещи. один из авторов "Vogue" Линн Ягер.
И если у Вествуд протест по-настоящему панковский, бойцовский, то вот у Линн Ягер он какой-то усталый - да, я шут, да, смейтесь надо мной. Но какие же милые жаккардовые кофточки у нее иногда проскакивают!
Да, выход в свет в лоскутной и национальной одежде это протест. Она действительно "рвет шаблон", буквально выпихивает смотрящего на нее из привычных рамок. И даже если такая одежда держится в классических рамках, всё равно это вызов устоявшимся нормам, просто более умеренный. И это не только удел панков. Привет из Дании:
Королева Маргрете II носит всё. И историческое, и стеганое, и колорблок и национальную гренландскую одежду она тоже очень любит. Очень она мне симпатична, может самовыразиться в рамках строго дворцового этикета.
И еще намного в тему фриковости. Есть у меня одна недоделка. Это моя первая проба работы с футером. Застопорилась на капюшоне, не могу придумать, как его пришить.
Когда муж увидел это в первый раз, состоялся примерно такой диалог:
-- Ты же не будешь это носить?
-- Почему?
-- Ну... Оно какое-то... Слишком...
-- Как Коломбина?
-- Да!
-- Так Коломбина и носила лоскутное платье. Почему нет-то?
Капюшон, конечно, +50 к сумасшествию. Но я всё равно хочу дошить этот жилет, нравится он мне.
Так вернемся к вопросу в заголовке. Если оставить за рамками простое непонимание среднестатистического обывателя, для которого любой выход за рамки уже признак ненормальности, то что же всё-таки определяет определяет разницу между стилем и сумасшествием?
Для себя я выделила следующие пункты:
1. Материалы. Если это не делается намеренно, чтобы панкануть по полной то никаких б/у. Использованые ранее ткани очень сильно снижают презентабельность вещи. Исключение только ляпочиха , там просто полотна уже не видно, и джинсы, ибо потертость - это как раз про них.
2. Цвета, и особенно если речь идет о народном стиле. Цвет в народном костюме очень отличительная характеристика, если их поменять или усложнить всё распадется на кучу ярких пятен, лишенных общей идеи. Как-то в магазине тканей видела мужчину в народном костюме, интересовался льном. Всё ок, кроме того, что косоворотка цвета лайм была расшита лимонно-желтой тесьмой с розовым орнаментом.
3. Аккуратность. Ничто так не может развалить образ, как кривой шов или криво пришитые лоскуты
Есть еще один пункт, мне непонятный - сочетание несочетаемого. Например, толстый футер и легкое кружево. Мне кажется, именно на этом горят многие изделия. Очень тонкая грань умеренности, на которой трудно удержатся.
Лоскутная одежда не всегда броская и вызывающая. Она может выглядеть очень нежной и уютной.
Но тем не менее, это тоже протест. Только направлен он не против шаблонов и серости, а против суеты и резкости современной жизни.
Тот, кто готов громко заявлять о себе, тому ярлык сумасшедшего не страшен. Ибо это всего лишь ярлык.