Найти тему

Гегель и торговка. Как я чуть не нанес сыну "детскую травму"

Оглавление

Подзаголовок статьи: "Сетевым хомячкам посвящается".

Одно из свойств "Хомячком" - ограниченный словарный запас. Но не эта главная их беда, хуже то, что слова для хомячков являются реально существующей вещью. А вещь - она и в Африке вещь (с). Смысл же слов определяется контекстом. Пардон, за умное слово, но у меня есть и умнее: коннотация :).

Гегель

Любите ли вы Гегеля так же, как люблю его я? "Не верю!"

Для хомячков Гегель - это не Г.В.Ф. Гегель, а "гегель", мемчик (метафора по нашему), олицетворяющий все занаученное, непонятное, выраженное путанным языком.

Так хомячки представляют Гегеля
Так хомячки представляют Гегеля

И это не оттого, что они не понимают написанного Гегелем, а оттого, что хомячки Гегеля не читали, но осуждают (с).

А я читал, знаете ли, и даже пытался понять. И иногда даже получалось, местами. И чем дальше - тем больше получалось. Пока не наткнулся (довольно поздно, спустя лет тридцать после первых попыток понять) на некий фельетон Гегеля про абстрактное мышление.

- "Чтооо?! Гегель писал фельетоны, а не только «Феноменологию духа»?!"

Вы будете смеяться, как тетя Сара в известном анекдоте, но-таки да, писал. И вот цитата.

Вы, конечно, не хомячок, уважаемый читатель, но поскольку я наткнулся на вот такого, неизвестного мне ранее Гегеля довольно поздно, то есть вероятность, что и вы такого Гегеля не читали. Поэтому зацените стиль и простоту слога, способность "мастера словоблудия" объяснять сложные, абстрактные вещи простым языком.

(Вставлю ремарку.

Желая ассоциироваться с великим философом намекну, что и меня некоторые читатели моих статей обвиняли в "словоблудии и отсутствии всякого смысла".)

«– Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! — говорит покупательница торговке. — Что? — кричит та. — Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким — самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! – Короче говоря, она и крупицы доброго в обидчице не замечает. Она мыслит абстрактно и все — от шляпки до чулок, с головы до пят, вкупе с папашей и остальной родней — подводит исключительно под то преступление, что та нашла ее яйца тухлыми. Все окрашивается в ее голове в цвет этих яиц, тогда как те офицеры, которых она упоминала ...»
/ Гегель "Кто мыслит абстрактно?"

Однажды ...

Все человеческие проблемы (и это не метафора и не гипербола) связаны с подменой реальности символами.

Собственно, не в этом проблема - реальность и есть символ (но не будем углубляться), а в том, что смыслы символов перепутаны, стали слишком абстрактными (над чем и издевается Гегель в этом фельетоне).

Следовательно, распутать человеческую жизнь возможно, только распутав его мышление. Это если коротко. А иначе придется прояснять, что "мышление" - это не только и не столько "Голова с мозгами" и проч.

* * *

Итак, однажды, когда сыну было лет шесть или семь, я впервые решил прямо указать ему на этот факт. Не объясняя, а демонстрируя.

Я нашел какой-то случайный кусок из гегелевской "Феменологии духа", распечатал и дал сыну прочитать. ничего не комментируя.

План был таков.

Сын прочитает текст, скажет, что "вообще ничего не понял". И тогда я, на белом коне, скажу об этом же, но другими словами, и сын все поймет. А потом покажу, что то, что написал Гегель, и то, что сказал я имеет один и тот же смысл. И сын наглядно увидит, поймет сам то, что большинство "хомячков" не понимают никогда.

А вот так я, на белом коне, (символически) проясняю смысл Гегеля маленькому ребенку
А вот так я, на белом коне, (символически) проясняю смысл Гегеля маленькому ребенку

Но я ошибся.

... Не то, чтобы я этого не знал - отлично и глубоко знал, потому что работал "с этим" уже много лет. Сначала с собой (то есть другие работали "надо мной"), потом с другими людьми - но взрослыми - людьми. А сын был еще совсем мелкий.

Прочитав текст, сын ... заплакал! Что было для меня полной, ожидаемой неожиданностью.

Поэтому - и это не шутка - не экспериментируйте с этими штуками, пока не узнаете их глубоко, не узнаете, что делать, если подобное произойдет. А оно обязательно произойдет, в том или ином виде. В этом и заключен смысл экзекуции.

Конечно, я разобрался с той ситуацией, но мы с женой до сих пор шутим, что я нанес сыну "детскую травму". Особенно, когда слышим, как некоторые психологи употребляют это термин слишком часто и не к месту, сводя все многообразие проявлений человеческих проблем к "детским травмам".

Корень человеческих проблем

Все проблемы человека идут от неправильного отождествления, связанного с символизмом, в том числе со словами. Поэтому и решить значительную часть человеческих проблем (в пределе - все человеческие проблемы) можно только через символизм, в частности, через прояснение смысла слов. И это, конечно, не сводится только к работе со словарями - это гораздо глубже.

Не только через слова, но не столь важно, через какую дверь входишь в спортивный зал, важно, что делаешь внутри.

Гурджиев говорил, что изучил около 300 религий, и все они используют один метод, делают одно и то же. Но последователи каждой отдельной этого не понимают, ибо видят явление с единственной точки зрения стороны.

Единственный путь "через"

Единственный путь "избавления" от проблем лежит не в избегании, но наоборот - в том, чтобы войти в проблему глубже и, пройдя насквозь, выйти с другой стороны - уже без нее.

Парадокс? Да, как и все, что работает с человеком.

"Только неправильный метод дает правильный результат".

Я уже многократно цитировал слова своего Мастера, озвучившего мне даосский принцип работы с человеком.

-3

---------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.

----------------------------------------------------------------------