Продолжим сегодня тему изображения радуги в русской живописи, несмотря на то, что данные подборки на моем канале не пользуются особенной популярностью. Впрочем, в последнее время Дзен в принципе постепенно перестает жаловать мой канал, так что, увы, но статистические показатели становятся все менее важными. По традиции приведу ссылку на последнюю публикацию на данный сюжет:
Начнем сегодня с картины Федора Александровича Васильева, возникшей по результатам путешествия по Волге вместе с Ильей Репиным, которое художники совершили летом 1870-го года. Репину же автор картины и говорил, что он "ненавидит" писать "широкими квачами" - однако же эта работа так и написана, то есть широкой кистью и размашистыми мазками:
Обратимся к описанию этой картины на сайте музея, где она хранится:
Художник чутко передает взаимную связь “небесной” и “земной” жизни в сложном освещении и движении грозовых облаков и оставляемого ими следа на холме, застывшей воде протоки, прибрежных травах... Но в ожидании бури все замерло в природе. Как предвестник возможного её успокоения вдруг проглянул в неожиданный просвет на небе кусочек радуги, оставив на мгновение на земле светлый след.
Продолжим работой художника, неоднократно бывавшего в моих "радужных" сюжетных подборках (и не только в них) - Алексея Кондратьевича Саврасова.
Об истории возникновения данной картины подробно написано в книге Олега Добровольского:
Тогда же, в 1875 году [...] появляется у Саврасова картина "У ворот монастыря", написанная явно ниже его возможностей. Здесь тоже летний пейзаж с появившейся в небе радугой, но это не "Радуга". В чем-то нарушена гармония и утрачена художественность. Саврасов жил тогда с семьей на даче в Троице-Сергиевом посаде и писал этюды в его окрестностях. Там, в живописной местности, на небольшом холме, возле речки, был расположен скит "Киновея", куда вела деревянная лестница. Все это есть на картине. Но высокие березы и сосны вдоль лестницы написаны как-то не очень умело, они словно не растут из земли, где их корни, а будто приклеены к ней. В них что-то бутафорское, от декораций. И какой-то не вполне естественный, ядовитый цвет зелени - травы, кустов, листвы деревьев.
Далее у нас с вами будут две работы художника-передвижника, радуги которого мы с вами тоже не единожды рассматривали ранее - Николая Никаноровича Дубовского, считавшего, что в искусстве "форма есть средство для воплощения идея, а не главная цель".
И под конец статьи перейдем к художникам набиравшего силу в начале XX века модерна или авангарда, кому как угодно. Первая картина кисти Александра Федоровича Гауша, художника с немецкими корнями, рожденного в столице Российской империи, долгое время проживавшего в собственном особняке на Английской набережной Петербурга.
А завершающие картины принадлежат тоже уже рассмотренному ранее художнику - Константину Андреевичу Сомову, покинувшему Россию навсегда вместе с "Русской выставкой", о которой я вам мельком рассказывал в статье о Сергее Виноградове (тоже оставшегося за границей).
Впрочем и до этого, по состоянию здоровья он подолгу пребывал за границей, где работал в том числе как мастер книжной графики, то есть иллюстратором. На мой взгляд, это накладывало определенный отпечаток и на его живописные работы, вам так не кажется?
Спасибо за прочтение, надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.