Найти в Дзене
История живописи
Подписаться

"Дождь прошел. Трава блестит, в небе радуга стоит" в русской живописи

В конце календарной зимы мы с вами уже рассматривали коллекцию полотен русских художников на заданную тематику:

Сегодня, пожалуй, наступило время для продолжения рассказа, так что, не откладывая в долгий ящик, приступим. Начнем с художника, работа которого уже была в первой подборке, причем она была достаточно похожа на данную картину Архипа Ивановича Куинджи:

"Радуга", А.И. Куинджи, 1875-1879. Чувашский художественный музей, Чебоксары.
"Радуга", А.И. Куинджи, 1875-1879. Чувашский художественный музей, Чебоксары.

Но в данном случае перед нами не дорога, уходящая в даль, а ручей, вдоль берега которого разрослись всевозможные цветы. Думаю, что эта работа несколько лет спустя послужила началом для последующей картины, потому как она выполнена значительно ранее, как вы, наверное, уже успели заметить.

Далее перейдем к художнику, "радужная" картина которого тоже была в предыдущей подборке - Алексею Кондратьевичу Саврасову. Картина написана позднее и настроение в ней, я бы сказал, уже не такое лирическое, вполне возможно, что это связано с изменившимся и внутренним состоянием художника:

"Пейзаж с радугой", А.К. Саврасов, 1881. Национальный художественный музей Латвии.
"Пейзаж с радугой", А.К. Саврасов, 1881. Национальный художественный музей Латвии.

Это объяснимо, ведь именно в этот период в судьбе художника произошел надлом, после которого он уже не смог оправиться. Уходящие черные тучи и появившаяся на небе радуга не избавляет от тяжелого ощущения от этой картины. Естественно, речь идет о моем восприятии, а о вашем видении вы всегда можете рассказать в комментариях.

Продолжим работой Алексея Петровича Боголюбова, на которой мы видим не просто обычную радугу, а сразу двойную:

"Вёль. Радуга", А.П. Боголюбов, 1887. Саратовский художественный музей.
"Вёль. Радуга", А.П. Боголюбов, 1887. Саратовский художественный музей.

Изображенное место находится в Нормандии и именно его, как вы, возможно, помните из моей статьи, Боголюбов рекомендовал молодым Репину и Поленову посетить в рамках их пенсионерской поездки:

Отмечу, что картина находится в коллекции Саратовского музея имени Радищева, к созданию которого Боголюбов приложил немало усилий. Причем именно художник настоял на том, чтобы тогда, в 1885 году, музею (первому художественному в провинции империи) присвоили имя его деда, писателя А.Н. Радищева.

Далее у нас будет работа хорошо известного при жизни, но затем подзабытого пейзажиста Николая Никаноровича Дубовского.

"Сельский пейзаж с радугой", Н.Н. Дубовской, 1900-е. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Сельский пейзаж с радугой", Н.Н. Дубовской, 1900-е. Русский музей, Санкт-Петербург.

О том, как выделялся художник среди передвижников, вспоминал впоследствии его коллега Яков Минченков:

... в натуре Дубовского было реальное и человеческое, что связывало его с жизнью, чем он от нее питался в своем творчестве, и было нечто другое, не совсем ясное для меня, — его идеализм, скорее романтизм, отход от прозы жизни, стремление перешагнуть грань реального и уйти в особый мир отвлеченной мысли и мечты, которые не увязывались с действительностью.

Следующая работа написана в стиле символизм и автором ее является Николай Петрович Крымов. В год создания этой картины он еще только обучался в Московском училище ваяния и зодчества, но уже тогда его стилистические предпочтения уже обозначились в должной мере:

"После весеннего дождя", Н.П. Крымов, 1908. Русский музей, Санкт-Петербург.
"После весеннего дождя", Н.П. Крымов, 1908. Русский музей, Санкт-Петербург.

Вообще, в тот период художник создаст целую серию "фантастических декоративных пейзажей" со сказочно-идеализированным миром природы.

Закончим двумя работами одного из основателей объединения "Мир искусства" - Константина Андреевича Сомова. Радуга, собственно говоря, достаточно часто появляется на его картинах, хотя, конечно, это никак не связано с сегодняшним символизмом (речь идет о западных странах) этого атмосферного явления и личной жизнью художника.

"Вечерние тени", К.А. Сомов, 1900. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вечерние тени", К.А. Сомов, 1900. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой", К.А. Сомов, 1918. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой", К.А. Сомов, 1918. Русский музей, Санкт-Петербург.

Конечно, перед нами (особенно, если речь идет о второй картине) уже совсем другой стиль, который набирал популярность в те времена - модерн. Но зато какие яркие и сочные радуги на этих картинах...

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.

Радуга
2461 интересуется