Найти в Дзене
История живописи

Эффектные закаты от известных (и не очень) русских художников

Продолжим вместе с вами сегодня рассматривать "закатные" полотна русских художников, где мы будем наблюдать прекрасное небо различных оттенков красного, оранжевого и пурпурного, а иногда и будем лицезреть само небесное светило в его прощальной "поступи", если так можно выразиться применительно к самой главной нашей звезде. Предыдущие публикации вы найдете по ссылкам ниже: Как и в прошлые разы, мы с вами не обойдемся без работ Алексея Кондратьевича Саврасова, которого один из его учеников, известный впоследствии Константин Коровин, описывал как человека, жившего "в каком-то другом мире". По словам ученика, Саврасов был "огромного роста и богатырского сложения. Большое лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил." Не случайно пока что ни одна подборка на заданный сюжет не обошлась без Саврасова - ведь в его творчестве немало лирических пейзажей с закатами разной степени эффектно

Продолжим вместе с вами сегодня рассматривать "закатные" полотна русских художников, где мы будем наблюдать прекрасное небо различных оттенков красного, оранжевого и пурпурного, а иногда и будем лицезреть само небесное светило в его прощальной "поступи", если так можно выразиться применительно к самой главной нашей звезде. Предыдущие публикации вы найдете по ссылкам ниже:

Как и в прошлые разы, мы с вами не обойдемся без работ Алексея Кондратьевича Саврасова, которого один из его учеников, известный впоследствии Константин Коровин, описывал как человека, жившего "в каком-то другом мире". По словам ученика, Саврасов был "огромного роста и богатырского сложения. Большое лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил."

"Вечерний свет", А.К. Саврасов, 1872. Частное собрание.
"Вечерний свет", А.К. Саврасов, 1872. Частное собрание.
"Рыбаки на Волге", А.К, Саврасов. Частное собрание.
"Рыбаки на Волге", А.К, Саврасов. Частное собрание.
"Зимний вечер", А.К, Саврасов, 1890-е. Химкинская картинная галерея.
"Зимний вечер", А.К, Саврасов, 1890-е. Химкинская картинная галерея.

Не случайно пока что ни одна подборка на заданный сюжет не обошлась без Саврасова - ведь в его творчестве немало лирических пейзажей с закатами разной степени эффектности. На мой взгляд, это неудивительно, учитывая слова самого художника: "Нужна романтика и нежное чувство, мотив. Романтика бессмертна".

Далее у нас вами будет еще один художник, в творчестве которого закатная тематика представлена достаточно широко - Архип Иванович Куинджи. И это тоже неудивительно, ведь художник был известным мастером света, достаточно вспомнить его знаменитую картину "Лунная ночь на Днепре", где он продемонстрировал это мастерство во всей красе.

"Эффект заката", А.И. Куинджи, 1900-е. Русский музей, Санкт-Петербург
"Эффект заката", А.И. Куинджи, 1900-е. Русский музей, Санкт-Петербург
"Закат в степи на берегу моря", А.И. Куинджи, 1900-е. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Закат в степи на берегу моря", А.И. Куинджи, 1900-е. Русский музей, Санкт-Петербург.

И конечно, если говорить о данном сюжете в творчестве Куинджи, то нельзя обойти стороной его самое известное полотно с впечатляющим красным закатом, о котором советский искусствовед В.С. Манин писал, что его "пламенная напряженность иносказательно возвещала великий пожар, духовные сотрясения в жизни страны".

"Красный закат (на Днепре)", А.И. Куинджи, 1905-1908. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
"Красный закат (на Днепре)", А.И. Куинджи, 1905-1908. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Можно, конечно, посетовать на ангажированность советского издания 70-х годов прошлого века, посему приведу цитату уже из более свежей книги (2000-го года выпуска) того же автора:

Куинджи предстает солнцепоклонником. В элегических закатных мотивах художник кажется угомоненным язычником. Полыхание красок расплавленного солнца, залившего мир напряженным цветом, тем не менее, создает впечатление если не умиротворения, то лирического созерцания мощного дневного светила, смиряемого силами приближающейся ночи [...] Солнце трактовалось двояко: умиротворенно, погибающе, гаснуще или буйным полыханием, яростной стихией. Солнце дарует жизнь. Поэтому, видимо, «Красный закат» плотно сомкнулся с фольклорными представлениями, где «красное солнышко» понимается как источник жизни и красоты.

Коллекцию морских закатов в этот раз нам представит менее известный (чем в предыдущей подборке) пейзажист - Николай Никанорович Дубовской, который часто в своем творчестве обращался именно к изображению морских видов, хотя все же только маринистом я бы его не назвал, потому как в его живописном наследии "марины" не составляют большинство, как у Айвазовского, к примеру. А первая из представленных работ так и вовсе является скорее жанровой и не вполне обычной для художника, вы не находите?

"В морском просторе при закате солнца", Н.Н. Дубовской, 1880-е. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
"В морском просторе при закате солнца", Н.Н. Дубовской, 1880-е. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
"Берег моря. Закат", Н.Н. Дубовской, 1895. Мордовский музей изобразительных искусств.
"Берег моря. Закат", Н.Н. Дубовской, 1895. Мордовский музей изобразительных искусств.
"Закат", Н.Н. Дубовской, 1903. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Закат", Н.Н. Дубовской, 1903. Омский областной музей изобразительных искусств.

А закончим мы с вами сегодня весьма реалистичным пейзажем Гавриила Павловича Кондратенко. По крайней мере, так показалось мне, потому как подобные картины наяву я не раз имел возможность наблюдать в деревенской местности:

"Закат над рекой", Г.П. Кондратенко, начало 1880-х. Частное собрание.
"Закат над рекой", Г.П. Кондратенко, начало 1880-х. Частное собрание.

А так как сам художник был сыном крепостного крестьянина, то наверняка и он сам мог часто наблюдать подобную картину летними вечерами где-то в Пензенской губернии, откуда он был родом.

Надеюсь, что вам было интересно рассматривать полотна на данный эффектный сюжет и в этот раз. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.