Найти тему
Незримая помощь

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ на первую декаду ИЮЛЯ 2023 года

В календаре древних римлян этот месяц был пятым сначала года, и потому исстари назывался название «квинтилисом» (от латинского слова «quintus», что значит «пятый»). Однако в 44-м году до нашей эры он был переименован в честь верховного римского понтифика Юлия Цезаря и с тех пор стал называться «юлиусом», или в нынешней, привычной нам интерпретации – «июлем».

У наших предков месяц этот тоже не сразу стал седьмым в календаре. Был он, в свое время, и пятым, как у римлян, и одиннадцатым. И только лишь после календарной реформы Петра I, введенной с 1 января 1700 года, занял он в годовом летоисчислении сегодняшнее место.

Испокон веков славяне именовали июль липнем (или липцем) – временем, когда цветет и благоухает целебная липа – священное дерево по поверьям древних славян. В некоторых местностях называли его также червецом – периодом, когда наступал срок собирать особых насекомых – «червецов» - используемых для изготовления очень дорогой красной краски.

Были, конечно, и другие названия этого месяца. Некоторые из них, такие как сеностав, жарник, страдник, зерник, серпень, косень, зеленая страда, были связаны с полевыми работами, а иные, такие как грозовик или грозник – с часто случающимися в это время года внезапными грозами и сильными проливными дождями, губящими урожай. Не зря говорили в старину, что июль молнии мечет да дубы калечит.

1 Июля. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «БОГОЛЮБСКАЯ»

Боголюбский образ Божией Матери - древнейшая святыня, известная на Руси с XII-го столетия.

В ту пору молодой князь Андрей Юрьевич Долгорукий, которого в народе за добродетельную жизнь и любовь к Богу прозвали Боголюбским, направлялся из Вышгорода во Владимирские земли. В десяти верстах от Владимира конь княжеский внезапно остановился – встал, как в землю вкопанный, и в тот же миг предстала пред Андреем Царица Небесная, повелевшая основать ему в том месте церковь в честь Ее Рождества.

Князь приказал иконописцам запечатлеть это дивное явление Владычицы на иконе, представив Богородицу в том положении, в котором Она предстала ему: с руками, воздетыми к Небу, и с ликом, обращенным ко Христу. Впоследствии образ этот поместили в возведенную на месте явления церковь.

Через несколько десятилетий церковь эта была сожжена вторгнувшимися в Русские пределы Батыевыми ордами, но чудотворный лик Боголюбской Божией Матери нисколько не повредился. В последующие столетия он прославился многочисленными исцелениями при эпидемиях чумы и холеры.

В наши дни Боголюбский образ хранится в особом, поддерживающем климат, киоте во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Чтимые списки с этой иконы есть в подмосковном селе Верхнее Мячково – в храме Рождества Пресвятой Богородицы, в Богоявленском храме в Старой Майне Ульяновской области, в столичной Богородице-Рождественской обители и в московском храме Ризоположения на Донской улице. Есть такой почитаемый образ и в Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавре.

икона Божией Матери "Боголюбская". Вариант иконографии
икона Божией Матери "Боголюбская". Вариант иконографии

2 Июля. СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН, АРХИЕПИСКОП ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ

Святитель Иоанн был родом из Харьковской губернии. В крещении его нарекли Михаилом.

С детства будущий подвижник отличался необыкновенным стремлением ко Святой Церкви. Ночи он простаивал в молитве, собирал иконы, с интересом изучал жития святых. Подобное благочестие отрока произвело столь сильное впечатление на его гувернантку-француженку, что та приняла через некоторое время Православие.

Достигнув возраста, Михаил поступил на богословский факультет в Белграде, куда уехал в годы послереволюционных гонений, а в 1926 году он принял монашество, взяв при постриге имя Иоанна – в честь святого Иоанна Тобольского, великого аскета и молитвенника XVII-го столетия, не раз совершавшего чудесные исцеления.

В 1934 году, уже будучи епископом, святитель отбыл в Шанхай, однако, с приходом к власти в Китае коммунистов, вынужден был покинуть и эту страну.

В 1951 году он был назначен управляющим Западно-Европейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Жил святитель в Сан-Франциско.

Святого батюшку призывали в болезнях и бедствиях не только православные американцы, но и католики, и представители прочих христианских конфессий. Люди знали, что Господь слышит его молитвы и по его ходатайству облегчает их боль. Горожане даже отправляли больных детей на улицу, по которой босиком проходил святой аскет Иоанн, свидетельствуя, что после такого «похода» их чада совершенно избавлялись от недугов.

Отошел ко Господу этот великий праведник 2 июля 1966 года. От его гробницы сразу же стали подаваться верующим многочисленные чудеса исцеления и разрешения всяких житейских проблем.

В России немало есть храмов, в которых имеются частицы мощей этого Божиего праведника. А в столичном Алексеевском монастыре хранится часть его монашеской мантии, от которой также проистекают многие чудеса.

святитель Иоанн Шанхайский. Вариант иконографии
святитель Иоанн Шанхайский. Вариант иконографии

3 Июля. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КОСИНСКАЯ» («МОДЕНСКАЯ»)

Эту удивительную икону уже почти 300 лет именуют в народе Женской. Не было случая, чтобы не услышала Матерь Божия взывающих к Ней отчаявшихся женщин. Многим помогла Она обрести долгожданных наследников, многих исцелила от тяжелейших болезней.

Эту икону в петровские времена за немалые деньги выкупил в итальянском городе Модене и привез в Россию граф Борис Петрович Шереметьев. Успенской же церкви в Косино эту чудотворную реликвия даровал сам император Петр Алексеевич «в благодарность за Белое озеро и первый царский ботик, с коего начался Российский флот».

Клирики Успенского прихода в Косино рассказывают, что чудеса, подаваемые этим дивным ликом Богоматери, стали фиксировать с 1808 года. Значительная их часть приходится на исцеление супружеских пар от бесчадия. Причем, много было случаев рождения двойни и тройни у людей, вступивших уже в зрелый возраст.

икона Божией Матери "Косинская" ("Моденская"). Вариант иконографии
икона Божией Матери "Косинская" ("Моденская"). Вариант иконографии
-4

6 Июля. ВТОРОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ГЕРМАНА, АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И СВИЯЖСКОГО

В миру святителя звали Григорием. После удачного похода русского воинства на Казань его отправили в новый град Свияжск для устроения там иноческой обители Успения Божией Матери. Герман исполнял послушание в тех краях 8 лет. Затем еще 4 года он трудился в сане архиепископа Казанской кафедры. А потом у Иоанна Грозного появилось желание сделать святителя митрополитом Московским.

По велению государя архиепископ прибыл в Москву. Но в сане первого иерарха Русской Церкви он пробыл недолго: царю Иоанну не нравилось, что святитель слишком часто взывает к нему с чаяниями православного люда и обличает грехи беззаконной власти. Поэтому святого изгнали и предали опале. По Преданию, впоследствии святитель Герман был отравлен по приказу государя.

святитель Герман, архиепископ Казанский и Свияжский. Вариант иконографии
святитель Герман, архиепископ Казанский и Свияжский. Вариант иконографии

6 Июля. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЛАДИМИРСКАЯ»

Согласно Предания, этот лик Божией Матери написал еще при жизни Владычицы апостол Лука. Празднования в честь этого чудесного образа проводят трижды в год:

3 июня – в память спасения Москвы от татар

8 сентября – в честь освобождения Земли Русской от татаро-монгольского нашествия

6 июля – в память о помощи Пресвятой Богородицы в 1480 году во время знаменитого «стояния на Угре».

В тот год русское войско под предводительством московского князя Иоанна III противостояло ордам хана Ахмата, который так и не решился отдать приказ своем ратникам перейти реку. Реку Угру в народе прозвали впоследствии Поясом Божией Матери – защитницы московских границ.

икона Божией Матери "Владимирская". Вариант иконографии
икона Божией Матери "Владимирская". Вариант иконографии

7 Июля. РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Праздник Рождества Иоанна Крестителя.

Отец Иоанна Захария, первосвященник Иерусалимский, и его супруга Елисавета долго молили Создателя о ниспослании им наследника. И однажды, когда Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме, явился ему Архангел Гавриил с благой вестью: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик пред Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей».

Захария не поверил Божьему посланнику, и в наказание лишился дара речи. Заговорил он лишь после того, как Иоанн появился на свет.

Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Вариант иконографии
Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Вариант иконографии

8 Июля. БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ (В ИНОЧЕСТВЕ – ДАВИД И ЕВФРОСИНИЯ)

Князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году, болел проказой. Никто не мог исцелить его от этого недуга. Но сподобился как-то раз страдающий князь дивного видения: было ему поведано, что вылечит его дева Феврония, дочь пчельника, живущего недалеко от Рязани.

И, действительно, Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. И, несмотря ни на какие козни знатных и родовитых княжеских бояр, недовольных его женитьбой на простолюдинке, князь с княгиней не разлучились, показав пример взаимной любви, преданности и супружеского согласия. Скончались они в один день, в 1228 году, приняв перед кончиной иноческий постриг. По Преданию супруги, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одной гробнице – так вместе их и погребли.

благоверные супруги Петр и Феврония Муромские. Вариант иконографии
благоверные супруги Петр и Феврония Муромские. Вариант иконографии
-9

9 Июля. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТИХВИНСКАЯ»

Тихвинский образ Владычицы считается списком с одного из первых Ее ликов, сделанных святым евангелистом Лукою.

По Преданию, эта икона чудесным образом была явлена в Новгородских пределах, близ города Тихвина. В 1510 году в честь чудотворного образа был воздвигнут храм, а через полстолетия – мужской монастырь.

В начале XVII-го столетия, во время осады Тихвинского монастыря шведами, икона прославилась многими чудесами. Захватчики планировали взять укрепленные стены обители штурмом, уничтожив ее защитников и истребив насельников вместе с укрывшимися под сенью Богородицы мирными жителями, но произошло чудо: когда монахи вынесли на стену монастыря Тихвинский образ Божией Матери, шведы, по неизвестной причине, без боя сложили оружие и покинули это святое место.

Тихвинский образ Божией Матери. Вариант иконографии
Тихвинский образ Божией Матери. Вариант иконографии
-11

10 Июля. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИН ТУРОВСКИЙ

В XII-м веке в городе Турове, расположенном неподалеку от современного Минска, был монастырь, возведенный в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В монастыре этом трудился усердно поваром благочестивый старец Мартин. Когда же отошел он от дел по старческой немощи, то уединился и стал жить в одиночестве на монастырском выгоне.

Но однажды занемог преподобный этот старец так сильно, что даже подняться и зачерпнуть ковш воды стало ему не под силу. Так лежал он в немощи два дня, молясь Спасителю и призывая на помощь святых угодников Бориса и Глеба.

И на третий день явились ему святые братья-страстотерпцы, точь-в-точь в таком же образе, как изображают их на иконах православных. Посмотрев ласково на старца, напоили они его живительной ключевой водой, испив которой преподобный Мартин тотчас исцелился и, восстав с одра своего, восславил Всемилостивейшего Создателя и святых Его чудотворцев.

-12