Найти тему
Гидравлика & bim

Civil 3d: местный размыв опор моста.

Civil 3d. Гидродинамическая информационная Bim модель моста и реки.
Civil 3d. Гидродинамическая информационная Bim модель моста и реки.

Наконец руки дошли до Bridge Scour Calculator, который встроен в модуль River and flood analysis. Так как поддержку этого модуля Autodesk прекратил в 2021, я ограничусь только матчастью, а детальное описание кнопкотыка оставим за кадром.

Итак, сначала вам надо сделать гидравлический расчет моста на установившееся течение (встроенный солвер HEC-RAS в модуль RFA). Видеоурок смотреть тут: https://dzen.ru/video/watch/62cac132ffb37b3504fff1cc?share_to=link. После этого вы будете иметь уровни воды и скоростные напоры с учетом влияния моста на всех сечениях. Делая активным нижнее сечения моста (выделяем нужное сечение ->ПКМ->River->Make section active) вам становится доступна опция калькулятора размыва мостов.
В калькуляторе доступны три типа расчета:
-
Contraction scour (размыв при сужении русла);
-
Localized scour at piers (локальный размыв опор моста);
-
Localized scour at abutments (локальный размыв устоев моста).

В этой статье мы остановимся только на описания матчасти второго пункта Localized scour at piers
(локальный размыв опор моста).

Общее описание процесса:
Размыв происходит из-за ускорения потока вокруг опоры и образования вихрей потока (известных как подковообразный вихрь). Этот вихрь удаляет материал с основания опоры, создавая углубления. По мере увеличения глубины размыва, величина подковообразного вихря уменьшается, тем самым снижая скорость выноса частиц. В конце концов достигается равновесие между притоком и оттоком грунта, и размыв перестает расти. Программа не позволяет считать развитие процесса во времени, а дает конечный результат после установления баланса. Поэтому вводить время в расчет не требуется.

Процесс размыва опор моста. Картинка взята из сгенерированного программой отчета.
Процесс размыва опор моста. Картинка взята из сгенерированного программой отчета.

Факторами, влияющими на глубину размыва опор, являются:
• Скорость потока непосредственно перед опорой
• Глубина потока
• Ширина опоры
• Длина опоры, если он наклонен к потоку
• Гранулометрия гунта дна реки
(D50 и D95)
• Угол атаки набегающего потока
• Форма опоры (острая, квадрантная, скругленная или круглая свая)
• Конфигурация дна реки
• Образование ледяных заторов и мусора.

Настройки калькулятора:
Итак, нажимая на кнопку калькулятора мы сделали активным только один тип расчета (опоры моста), и перед нами возникает вкладка ввода данных Pier. Большая часть окон уже заполнена из гидравлического расчета моста: ширина/длина опор, глубина потока, скорость потока. Остается выбрать некоторые уточняющие коэффициенты, но давайте дадим описание каждому окошку:

Civil 3d River and fliood analysis Bridge Scour Calculator. Расчет размыва опор моста.
Civil 3d River and fliood analysis Bridge Scour Calculator. Расчет размыва опор моста.

Sсour equation
Пользователь может выбрать либо CSU метод (the Colorado State University), либо уравнение Froelich. Оба метода считаются надежными, но американским циркуляром (
Hydraulic Engineering Circular No: 18, Evaluating Scour at Bridges, Fourth Edition, FHWA, 2001) рекомендован только CSU.

На мой взгляд "Фрейлих" несколько проще, но в целом оба метода ничего сложного из себя не представляют.

CSU Equation:
Уравнение CSU предсказывает максимальную глубину размыва опоры для сценариев "подвижное дно" и "чистая вода". (далее live-bed and clear-water):

Colorado State University уравнение размыва опор моста.
Colorado State University уравнение размыва опор моста.

где:
Ys- глубина размыва
K1- поправочный коэффициент для формы носика опоры. Если угол атаки больше 5º, доминирует К2 и К1 автоматически устанавливается равным 1,0. В противном случае K1 выбирается из следующей таблицы:
Квадратный нос 1.1
Круглый нос 1.0
Круглый цилиндр 1.0
Группа цилиндров 1.0
Острый нос (треугольный) 0,9
K2- Поправочный коэффициент на угол атаки потока рассчитывается по уравнению

Уравнение расчета К2
Уравнение расчета К2

где: 0- Угол атаки потока относительно опоры
L- длина опоры вдоль линии потока
a - ширина опоры.
если L/a больше 12, программа использует L/a = 12 как максимум в приведенном выше уравнении.

K3-Поправочный коэффициент для состояния дна реки выбирается из следующей таблицы:

Состояние дна реки и поправочный коэффициент 3.
Состояние дна реки и поправочный коэффициент 3.

K4-поправочный коэффициент по гранулометрии грунта дна. Это уравнение используется, когда минимальный размер материала слоя соответствует следующему условию:
Для
D50 ≥ 2,00 мм и D95 ≥ 20,00 мм (в противном случае К4 принимается равным 1,0)

Критические скорости для разных диаметров частиц.
Критические скорости для разных диаметров частиц.

Ku = 11.17 (English Units), 6.19 (S.I. Metric Units)

Обратите внимание, что для свай с круглым носом, выровненных по течению, максимальная глубина размыва сваи ограничена следующим образом.
Fr <0.8, тогда Ys < 2,4 ширины опоры
Fr>0.8, тогда Ys < 3 ширины опоры

A- ширина опоры
Y1- глубина потока непосредственно перед опорой, полученная из расчета HEC-RAS для поперечного сечения непосредственно перед мостом,
Fr1- число Фруда непосредственно перед опорой, полученная из расчета HEC-RAS для поперечного сечения непосредственно перед мостом

Число Фруда.
Число Фруда.

Froelich equation:
В качестве альтернативы уравнению CSU в программу было добавлено следующее уравнение локального размыва пирса, разработанное доктором Дэвидом Фрелихом (Froehlich, 1991). Было показано, что это уравнение хорошо сравнивается с наблюдаемыми данными (FHWA, 1996).

Уравнение Фрейлиха размыва опор моста.
Уравнение Фрейлиха размыва опор моста.

Ys- глубина размыва
0- поправочный коэффициент для формы носика опоры:
квадратная опора = 1,3
Скругленная опора =1,0
Острый носик = 0,7
a`- ширина пирса по отношению к направлению потока
Y1-лубина потока непосредственно перед опорой, полученная из расчета HEC-RAS для поперечного сечения непосредственно перед мостом;

Обратите внимание, что эта форма уравнения Фрелиха используется для прогнозирования максимального размыва сваи в целях проектирования. Добавление одного члена ширины сваи
(+ a) помещается в уравнение как коэффициент безопасности. Если уравнение должно использоваться в режиме анализа (т. е. Для прогнозирования размыва конкретного события), Фрёлих предлагает отказаться от добавления члена ширины пирса (+ a). Программа всегда включает добавление члена ширины сваи (+ a) при вычислении размыва сваи.

Глубина размыва пирса по уравнению Фрелиха ограничивается максимальной глубиной так же, как и по уравнению CSU:
Fr <0.8, тогда Ys < 2,4 ширины опоры
Fr>0.8, тогда Ys < 3 ширины опоры

Другие настройки солвера:
В целом, меняя вышеописанные параметры (гранулометрия, размеры опор, угол атаки потока и тд) вы заметите как автоматически пересчитываются все поправочные коэффициенты К1-К4.

Единственное неосвещенное окно осталось:
Velocity & Depth.
Этот список предоставляет возможность использовать максимальную скорость и глубину в основном канале или локальную скорость и глубину на каждой опоре для расчета размыва.
Как правило, максимальная скорость и глубина используются для учета способности тальвега основного русла мигрировать вперед и назад в проеме моста. Миграция тальвега основного русла может привести к максимально возможному размыву на любом из мостов.

Maximum V1 Y1
Если выбрать эту опцию, программа найдет максимальную скорость и глубину в поперечном сечении сразу вверх по течению за мостом. Программное обеспечение использует выходные данные распределения потока для получения этих значений. Затем для всех опор будут использоваться максимальная скорость (V1) и глубина (Y1). Это опция по умолчанию.

Local V1 Y1
Если выбрать эту опцию, программное обеспечение найдет скорость (V1) и глубину (Y1) в поперечном сечении сразу вверх по течению за мостом, которое соответствует расположению осевой линии каждой из опор.

Результаты анализа и вывод данных.
После расчета программа сгенерирует word файл с отчетом на англ языке, где все эти уравнения будут описаны. Также программа нарисует в сечении профиль дна после размыва.

Civil 3d. Расчет размыва опор моста на сечении.
Civil 3d. Расчет размыва опор моста на сечении.

Ну и на последок небольшая глава из мануала по RFA:

Следующие моменты следует учитывать при анализе размыва:

• Ширина опоры напрямую влияет на глубину размыва; более широкие пирсы производят более глубокое размывание, чем узкие пирсы при тех же условиях.
• Максимальная ожидаемая глубина размыва сваи опоры варьируется от 2,4 до 3 раз больше ширины сваи для круглых или закругленных свай, выровненных по направлению потока.
• Длина опоры не оказывает заметного влияния на глубину размыва, если пирс выровнен по течению; однако большое влияние на локальный размыв оказывает угол атаки потока.
• Скорость потока увеличивает глубину размыва (чем быстрее поток, тем глубже размыв).
• Мелкие русловые отложения (ил и глина) будут иметь такую же глубину размыва, как и ручьи с песчаным дном, даже если они связаны сцеплением.
• Эффект когезии (связности грунта) заключается в увеличении времени достижения предельной глубины размыва.
• В каналах с песчаным дном максимальная глубина размыва измеряется в часах.
• При использовании связных материалов русла (ил, глина, песчаник, камень и т. д.) для достижения максимальной глубины размыва могут потребоваться дни, месяцы или даже годы.
• Форма пирса влияет на размыв:
• Обтекаемый передний конец уменьшает силу подковообразного вихря, уменьшая глубину размыва.
• Обтекаемый нижний конец снижает силу вихревых следов.
• Пирс с квадратным носом будет иметь максимальную глубину размыва примерно на 20 процентов больше, чем у сваи с острым носом, и на 10 процентов больше, чем у цилиндрического или закругленного сваи.
• Форма носа пирса не влияет на величину размыва, когда угол атаки больше 5 градусов.
• Лед и мусор могут увеличить ширину пирсов, изменить форму пирсов и привести к тому, что поток устремится вниз к руслу реки и усилит размыв пирсов.

Также программа может считать Abutment Scour (размыв устоев моста), визуальная картинка процесса:

River and flood analysis: Abutment Scour (размыв устоев моста)
River and flood analysis: Abutment Scour (размыв устоев моста)

Детально описывать матчасть не буду, ограничусь лишь общими рекомендациями из мануала:

• Каменная наброска и направляющие валы могут защитить абатмент от разрушения.
• Размыв устоя будет наиболее сильным там, где насыпь проезжей части, ведущая к устою, препятствует значительному потоку через пойму реки.
• Размыв может происходить вдоль входной части устоя из-за горизонтального вихря (
horizontal vortex на рисунке) и на нижнем по потоку конце устоя, когда поток расширяется через отверстие перемычки (wake vortex на рисунке).
• Размыв устоя увеличится, если абатмент (насыпь) наклонен вверх по течению (в поток).
• Размыв абатмента уменьшится, если абатмент (насыпь) наклонен вниз по течению (от потока).
• Вертикальный примыкание к стене без боковых стенок может иметь в два раза большую глубину размыва, чем наклонный абатмент (spill-through) .

На этом сегодня все!

PS: Ладно, ставь магарычи, и бери хоть все мечи! (с)