Начну писать эту "идеальную формулу", а продолжать её достраивать и подставлять "свои значения" будете вы. Как обычно буду стараться показать "тьюторский взгляд" на смысловое поле такого запроса.
У кого такого запроса нет, можно дальше не вникать... лучше задайте себе несколько вопросов из предыдущей статьи.
Для начала разберу из чего "формула" состоит.
- Дети, и их познавательная деятельность:
- дошкольники, у которых "игра" - один из ведущих типов такой деятельности;
- школьники младших классов - переход от "игры" к "учёбе";
- подростки и юноши - от "учебы" к "общению".
Но "игры" есть и взрослые, есть подростки, которые "не особо жаждут общения", "учебой" можно в принципе назвать любую познавательную деятельность, а там недалеко и до определения жизнедеятельности. Поэтому это переходы или эволюция, смена приоритетов или к сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности - для нашей формулы будет дополнительным усложнением, поэтому в различения не пойду, но особенности буду удерживать, чтобы степень передаваемой ответсвенности соответствовал возрасту и "основному интересу".
2. "Учились самостоятельно" - как это можно понимать:
- делали сами домашние задания?;
- не "проводили время" на уроках, а "впитывали знания"?;
- не стремились "получить высокую оценку" и демонстрировали, когда урок был выучен, а готовились, потому что это нужно для прехода на "следующий уровень"?;
- а может, понимали для чего они изучают тот или иной предмет?;
- или ставили себе учебные задачи сами, опираясь на долгосрочные учебные цели?;
- выбирали область интересов и углублялись в неё, проверяя какую-то свою гипотезу или вырабатывая свой учебный стиль?;
- строили свои "карты интересов и ресурсов", чтобы опираясь на них управлять своим образовательным процессом?;
- или даже описывали свои "образы", как человека образованного или успешного и складывали свою деятельность согласно им, пробовали и экспериментировали, проверяя на практике свой "образ" и оттачивая его и знания про себя, для выбора своей дальнейшей образовательной траектории?;
- стремились скорее и продуктивнее переходить от процесса обучения к учению, находить себе лучших и подходящих наставников, менторов, учителей и мастеров, для достижения своих образов и целей, как "пилот", а не "пассажир"?
- удерживались в деятельности, формируя "длинную волю" и удержания своих смыслов в процессе, для занятия ею не впустую, а с выгодой для себя;
- брали ответственность за свое образование на себя, а не оттягивали этот момент наступлением естественного или искусственного влияния на него (когда уже нет финансирования со стороны близких, пора себя обеспечивать свой быт или растут уже свои дети...), проводя границу, что делается для образования, а что для подготовки к профессии?
и так далее...
Главной сложностью в ответе на эти вопросы может быть желание самого ребёнка двигаться от "понятного и привычного к своему и своим путем". Но тут все зависит на сколько это желание "отбито".
3. "А родители не переживали за результат" - как это может звучать:
- ребенок не косячит и не отсвечивает лишний раз со своей учебой, в компьютере и телефоне по ночам не сидит?;
- нет жалоб от учителей и оценки нормальные, исполнительный, от сверстников не отстает?;
- участвует в предметных олимпиадах, спортом занимается, читает, чем-то интересуется, есть что предъявить в портфолио, ЕГЭ точно сдаст?;
- спрашивает, делится наблюдениями и результатами, просит показать или отвезти его где можно посмотреть или найти свои ответы?;
- узнает об опыте родителей и знакомых, ищет свои смыслы, пробует, эксперементирует и вступает в диалог с ними, аргументирует свою точку зрения, высказывает суждения, умеет принимать самостоятельные решения соразмерные своему возрасту и ресурсам и реализовывает их?;
- согласовывает своё видение, родительский и другой опыт, возможности семьи и других "ресурсных центров" по организации и управлению своим образованием с учетом своих потребностей и "родительского запроса на самоопределение"?;
и так далее...
Главной сложностью в реализации результата "формулы" является, что родители "хотят одного, а делают по другому". И это нормально и понятно, когда не ты всё контролируешь - есть основания для сомнений. Поэтому, перед началом следования к такому результату, родителям нужно конечно сначала самим самоопределиться, где и какой контроль необходимо сохранить, а где им пренебречь, чтобы это стало ответственностью ребенка.
А что в этой "формуле" вам уже "дано", а что пока нет?
Пока вы размышляете, кратко постараюсь объяснить - как я делаю такой переход к самостоятельности и осмысленности выгодным.
Цель? Нет её, куда двигаться непонятно, но откуда она берется?
Амбиции? Нет их, и цели какие-то "мелкие", но как понять, что мне по плечу, а что останется мечтой?
Балансы и состояние комфорта? Нет его, тогда дело становится в тягость или результат не приносит удоволетворения?
Лень? Что это вообще за "зверь" и откуда он взялся?
Для меня эти и другие объекты моего тьюторского внимания - это всё последствия...
Но, что является ядром моей работы?
Личный интерес клиента, выгода и смыслы в его деятельности, в процессе или при её выборе. Именно эти опоры (образы) и будут для него основой для своего само-движения...
Отсюда и выгоды самоопределения (не только в учёбе) с тьютором, где он превращает возможность выхода в самообразование, которая есть практически у каждого в упраляемый процесс со своими эффектами:
Вы экономите время. Я помогаю избежать ошибок, вовремя не принятых или поспешных образовательных/карьерных решений (двигаешься «в тоннеле» не понимая «ассортимента» маршрутов, выбираешь, не попробовав это «на вкус», идешь в ВУЗ который тебе не нужен, берешься за работу, которую скоро бросишь, идешь туда, потому что там большинство и т.д.).
Вы экономите деньги. Я работаю с усилением линии самообразования и самоорганизации. Что экономит вам деньги на оплату услуг, когда учиться ребенок не хочет или отношение к учебе/карьере формальное. Эффективность услуг репетиторов, курсов, рабочих задач, мероприятий и проектов значительно повышается.
Вы получаете психологический комфорт и уверенность. Ясность в целях, стратегии и тактики дает вам опору при ежедневном принятии решений и уверенность в будущем своих детей/своём. Появляется спокойствие и смысл основанные на знании, что вы все делаете правильно, усилия, время и деньги тратятся не зря.
А главное, вы инвестируете в будущее, которое ни вам ни ребенку пока не известно, но ясно одно, что только опыт добычи уверенности в себе через знания о себе, как опоры, осваиваемые в практике, опыт принятия сложных самостоятельных решений, умение рефлексировать, видеть свои смыслы и способность действовать удерживая их с выгодой для себя - это и останется после того, как ребенок забудет, то чему его учили на уроках, что, по-моему, и есть основное ядро образования.
Чтобы не торопиться меня понять по одной статье – прочитайте предыдущие.
Я убеждён, что никакая стратегия, в том числе образовательная, не может быть построена без анализа данных. Пройдя анонимный опрос об образовательных результатах вы увидите, что вам возможно недостает в этом понимании, и очень поможете писать мне больше объективных статей.
Хотите вместе разобраться с явлением искусственного интеллекта в образовании, вот канал.
Если вам были полезны или интересны мои мысли, то поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить следующие ;-)
Если на сопровождение образовательной/карьерной или родительской стратегии есть запрос или вопрос, напишите мне…
В этих и следующих статьях продолжу ставить "продвигающие" вопросы...
Что мы знаем про себя?
Навык на все времена!?
"Диалог с тьютором" или о чем спросить частного тьютора?
Кто действительно берет ответственность за образование детей?
Наподумать про образование...
"Цифровое" самоопределение или вопросы наподумать о себе и детях, как о пользователях современных информационных технологий.
Почему образование - это самообразование?
Почему школа не отвечает за образование?
Что выбрать: профессиональное самоопределение или профориентацию?
Почему и как образование конкурирует с развлечениями!?
Какое образование выгодное?
Почему сейчас образование - это "экспедиция", а не "туризм"!
Дети – «миллионеры», или кто со временем становится богаче, а кто нет?
В пользу чего выбрать и от чего отказаться, когда думаю про школу для ребенка?
Допустим «Я не хочу работать на дядю...» или как можно думать про свою «независимость»?!
Почему образование не «must have», даже если деньги не проблема?!
«Хороший человек – это не профессия» - как часть «родительской стратегии» образования детей.
На какое "образование" можно не тратить много денег?
Когда образование - это «капитал» в настоящем, а когда – «инвестиция» в будущее?